Аутистические черты у детей симптомы

Симптомы
Содержание

Как понять, что у ребенка аутизм?

Детский аутизм

Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?

Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?

На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.

Аутизм – так и звучит диагноз?

Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
2) F84.1 – атипичный аутизм;
3) F84.2 – синдром Ретта;
4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.

1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;
5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
6) страх изменений в окружающей обстановке;
7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
9) задержка развития.

Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:

1) Контрастные желания и представления;
2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;

Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.

1) Проявляется на фоне нормального моторного развития;
2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
3) Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
4) Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.

Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.

Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?

Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз «Аутистическое поведение». Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

Что может вызвать у ребенка аутизм?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?

Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.

Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.

Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.

Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.

Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.

Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?

Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:

1. Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.

2. Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.

3. Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.

4. Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.

5. Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.

Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?

Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.

Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.

Читайте также:  Герпес 6 типа у детей без симптомов

Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет

Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии

с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;

начинает узнавать предметы и людей;

улыбается при звуке вашего голоса;

начинает улыбаться при общении;

поворачивает голову на звуки.

начинает реагировать на эмоции окружающих людей;

может находить не тщательно спрятанные предметы;

изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;

тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;

выражает радость или недовольство голосом;

произносит наборы звуков.

начинает охотно подражать окружающим;

становится очевидным, что ребёнок вас понимает;

может находить спрятанные предметы;

реагирует на «нельзя»;

изображает простые жесты, например, может указать на предмет;

«разговаривает» сам с собой на разные лады;

может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;

реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.

подражает поведению окружающих;

радуется обществу других детей;

понимает многие слова;

находит тщательно спрятанные предметы;

указывает на называемые картинки и предметы;

начинает сортировать предметы по форме и цвету;

начинает играть в простые игры с воображением;

начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;

может выполнять простые поручения;

может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки».

начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;

может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением;

сортирует предметы по форме и цвету;

сопоставляет предметы с картинками;

выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;

пользуется простыми предложениями при общении;

правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);

начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).

Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?

Существует два международных теста, переведенных на многие языки мира, в том числе и на русский. Их проходят родители, чтобы определить, насколько поведение их детей попадает под описание РАС.

Модифицированный скрининговый тест используется для выявления признаков РАС у детей от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у вашего ребенка особенности, которые требуют более внимательной диагностики сложностей развития.

Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: заполнение занимает не более 3-х минут. В качестве результата вы получаете приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации по дальнейшему наблюдению у врача.

Тест для детей старше 30 месяцев, используется не только выявления проблем, но и отслеживания динамики. Он содержит 77 вопросов, которые разделены по темам: развитие речи, социализация, сенсорные навыки/познавательные способности и здоровье/физическое развитие/поведение.

Обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получаете примерную оценку ситуации, но не диагноз. Если по результатам теста родители заподозрили у ребенка аутистическое расстройство, необходимо обратиться к врачу-психиатру.

Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?

Проконсультироваться с детским психиатром Вы можете в консультативно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (далее Центр) по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А. Телефон 8(495)954-37-54.

Консультация в Центре не ведет к постановке ребенка на учет, но поможет выстроить для него индивидуализированный план лечебно-реабилитационных мероприятий и коррекционных занятий.

Важно! Центр сотрудничает с р егиональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Раз в месяц представители организации проводят в стенах Центра консультации по вопросам образовательного маршрута для детей с РАС. Обратившись в Центр, вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как взаимодействовать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и оформлении инвалидности.

Источник

Признаки аутизма

Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.

РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.

Характерные черты детей с аутизмом (РАС)

Ранняя диагностика аутизма

Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.

В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.

В 0-1 года необходимо оценить:

В 1-2 года:

В 2-3 года:

В 3 года:

Признаки аутизма в 4 года и старше:

За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.

Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.

После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать:

Источник

Каковы симптомы аутизма у 4х-летнего ребенка?

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это состояние развития, которое может влиять на речь, социальное взаимодействие, общение и поведение. Человек рождается с расстройством аутистического спектра, и ученые все еще изучают его причины.

Симптомы аутизма начинают проявляться в младенчестве и раннем детстве. Аутичные дети могут иметь широкий спектр симптомов, в зависимости от типа РАС и его тяжести.

Симптомы аутизма у детей 4 лет

Различия в вербальном общении

У детей с аутизмом может быть иной стиль вербального общения, чем у их сверстников. Например, ребенок с аутизмом в 4 года может:

Различия в невербальной коммуникации

Дети с аутизмом участвуют в невербальном общении иначе, чем сверстники.

Различия в игре

Другие поведенческие различия

Повторяющиеся формы поведения, такие как:

Могут наблюдаться эмоциональные всплески, особенно в ответ на:

Типы и тяжесть аутизма

Существуют различные типы и степени тяжести РАС, и это может повлиять на ребенка по-разному.

Расстройство аутистического спектра — это термин, который включает в себя:

Синдром Аспергера отличается от аутистического расстройства тем, что не вызывает задержки в речевом и когнитивном развитии. Вместо этого состояние может проявляться неуклюжестью и трудностями в невербальном общении и социальном взаимодействии. В то время как синдром Аспергера теперь классифицируется как часть РАС, некоторые предпочитают идентифицировать себя как имеющих синдром Аспергера, а не как аутистов.

Диагностика аутизма

Если родители считают, что их ребенок имеет расстройство аутистического спектра, необходимо обратиться к врачу. Педиатр может направить к детскому неврологу, специализирующемуся на выявлении и лечении РАС у детей, который проведет всестороннюю оценку симптомов и поведения ребенка.

Уход за ребенком с аутистом

Уход за ребенком с аутизмом сопряжен с трудностями, и следующие стратегии могут улучшить качество жизни ребенка:

Рекомендации родителям

Уход за аутичным ребенком может быть трудоемким и сложным. Исследование 2014 года показывает, что родители детей с аутизмом зачастую имеют финансовые проблемы и эпизоды депрессии.

Способы, которыми родители могут поддерживать свое собственное психическое и физическое благополучие, заботясь о ребенке с аутизмом:

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен

Источник

Симптомы аутизма

Симптомы аутизма – это совокупность причин и факторов, приводящих к различным изменениям в организме человека, чаще в детском возрасте, что может свидетельствовать о возникновении и развитии данного заболевания. Аутизм и аутистические расстройства – это болезнь, представляющая собой одну из форм психического расстройства, при котором у детей выявляются значительные нарушения в развитии, выражающиеся в искаженном восприятии действительности и отрицании социального взаимодействия. Как же выявить аутизм, в чем он выражается, какие критерии могут свидетельствовать о начале заболевания? Ответы на эти и многие другие вопросы можно найти, прочитав следующую статью.

Читайте также:  Какие симптомы при переломе руки у ребенка

Начало проявления заболевания и классификация

Такое заболевание у детей встречается в двух-четырех случаях на сто тысяч человек. Если к этому добавить еще и скрытый атипичный аутизм, когда основное заболевание сопровождается умственной отсталостью, то это число сразу же возрастет до двадцати. При этом аутизм у мальчиков проявляется в четыре раза чаще, чем у девочек.

Аутистическое расстройство может проявиться у любого человека абсолютно в любом возрасте, но клинические признаки заболевания будут значительно разниться у детей, подростков и у взрослых.

Принято различать: ранний детский аутизм (РДА), который можно выявить у малышей в возрасте до трех лет, детский аутизм, проявляющийся от трех до одиннадцати лет, и подростковый аутизм, обычно обнаруживается у людей после одиннадцати лет.

Существует несколько видов такого заболевания. Они имеют различные симптомы и некоторые специфические особенности, характерные для того или иного типа болезни. Согласно данным международной классификации болезней существуют: синдром Каннера или классический аутизм, синдром Аспергера, синдром Ретта и атипичный аутизм.

Проявление первых признаков детского аутизма можно заметить уже у годовалого ребенка. Хотя более ярко выраженные симптомы заболевания проявляются, как правило, в два с половиной – три года. В этот период наиболее заметны замкнутость ребенка, уход в себя и ограниченность его интересов.

Если такой ребенок в семье не первый, то мама видит начальные признаки болезни еще в младенчестве, так как можно провести сравнение между этим малышом и его старшим братом или сестрой. В противном же случае, понять что с ребенком что-то не так, достаточно сложно. Обычно, это проявляется в тот момент, когда малыш аутист идет в детский сад, то есть намного позже.

Бывает, что диагноз аутизм ставится и после пяти лет. Для таких детей характерно:

Практически всегда между первыми признаками проявления аутизма и непосредственной постановкой диагноза существует определенный промежуток времени. Ведь позже, когда у ребенка появляется необходимость в общении не только с родными и близкими людьми, возникают и другие черты характера, которым родители раньше вообще не придавали значения. Другими словами, заболевание не наступает внезапно, просто на начальном этапе распознать его довольно сложно.

Главные признаки для диагностики аутизма

Хотя симптоматика заболевания значительно изменяется в зависимости от формы аутизма, возраста ребенка и других факторов, существуют основные признаки болезни, присущие всем аутистам. При этом следует понимать, что наличие одного из симптомов недостаточно для постановки такого диагноза. В таких случаях для диагностики используется так называемая триада – три самых явных признаков, по которым можно определить наличие данного заболевания. Рассмотрим каждый из основных признаков более подробно.

Социальное взаимоотношение

Эта характеристика является основной для детей с аутизмом. Аутисты сторонятся внешнего окружения, замыкаясь в своем придуманном мире. Они не любят общаться и всячески избегают различных коммуникаций.

Насторожить маму должно уже то, что младенец вообще не просится на руки, малоподвижен, слабо реагирует на новые игрушки, не хлопает в ладоши, редко улыбается, не смотрит в глаза при общении с ним. Больные дети, как правило, не отзываются на собственное имя, плохо реагируют на звуки и свет. При попытке наладить с ними общения они пугаются, либо впадают в агрессию. Отсутствие зрительного контакта характерен для более тяжелых форм аутизма и проявляется этот признак не у всех больных. Часто такие дети могут подолгу смотреть в одну точку, как бы сквозь человека.

Взрослея, ребенок все чаще уходит в себя, практически никогда не обращается за помощью, мало контактирует с другими членами семьи. Многие из заболевших не переносят объятий и прикосновений.

Речь и ее восприятие

Нарушения вербального общения всегда возникают при аутизме. У одних они могут быть ярко выраженные, у других – слабые. При этом может наблюдаться как задержка речи, так и полное отсутствие речевой функции.

При раннем детском аутизме это проявляется более наглядно. У маленьких детей речь может даже полностью отсутствовать. В некоторых случаях же, наоборот: ребенок начинает говорить, а спустя некоторое время замыкается в себе и замолкает. Бывает, что такие дети изначально опережают своих сверстников в речевом развитии, а затем, примерно с полутора лет происходит регрессивный спад, и они перестают говорить вообще. Однако при этом часто разговаривают сами с собой, а иногда и во сне.

Также у малышей зачастую отсутствует лепет и гуление, редко используются различные жесты и мимика. Взрослея, ребенок начинает говорить косноязычно, путает местоимения. Говоря о себе, они обычно используют обращение в третьем лице: «он хочет есть», «Андрей хочет есть» и так далее.

Находясь среди других людей, такие дети обычно молчаливы, не склонны к общению и могут не отвечать на вопросы. Однако, оставаясь наедине с собой, они часто комментируют свои действия, говорят сами с собой и даже читают стихи.

Речь таких детей отличается монотонностью, отсутствием интонации. В ней преобладают цитаты, различные команды, странные слова, рифмы.

Задержка речи является частой причиной обращения родителей к логопеду или дефектологу. Специалист может определить, что именно вызвало нарушение речевой функции. При аутизме это связано с нежеланием коммуникаций, общения с кем бы то ни было, отрицанием взаимодействий с окружающим миром. Задержка речевого развития в таких случаях свидетельствует о серьезных нарушениях в социальной сфере.

Ограниченность интересов

Дети аутисты чаще всего проявляют интерес к какой-либо одной игрушке и он сохраняется на протяжении долгих лет. Игры таких детей однообразны, либо они не играют в принципе. Зачастую можно видеть как ребенок часами наблюдает за движением солнечного зайчика или несколько раз пересматривает один и тот же мультфильм. Они могут быть настолько поглощены одним занятием, что создают впечатление полной отрешенности от внешнего мира, а попытки оторвать их от этого заканчиваются приступами истерики.

Дети, страдающие аутизмом, чаще всего не играют своими игрушками, а склонны в большей степени выстраивать их в определенном порядке и постоянно сортировать: по форме, размеру или цвету.

Интересы аутистов сводятся к постоянному пересчитыванию и сортировке предметов, а также выстраиванию их в определенном порядке. Иногда они увлекаются коллекционированием, конструированием. Любой из интересов, которые встречаются у аутистов, отличается отсутствием социальных взаимоотношений. Аутисты ведут замкнутый, нетипичный для их сверстников, образ жизни, и не допускают в свои игры никого, даже таких же больных детей, как и сами.

Часто их привлекает не сама игра, а определенные алгоритмы, в них происходящие. Для таких детей свойственно периодически включать и выключать кран, глядя на бегущую воду и совершать другие подобные действия.

Особенности движений

Детей, больных аутизмом нередко можно узнать по специфической походке и движениям. Они часто при ходьбе сильно размахивают руками и становятся на носочки. Многие предпочитают передвигаться вприпрыжку. Для детей аутистов характерны неловкость, неуклюжесть в движениях. А при беге они часто бесконтрольно машут руками и делают чересчур большие шаги.

Зачастую у таких пациентов можно наблюдать хождение по строго определенному маршруту, раскачивание из стороны в сторону во время ходьбы, а также марширование приставным шагом.

Стереотипии

Стереотипии, стимы или постоянно повторяющиеся действия характерны практически для всех детей, страдающих от данного заболевания. Проявляются они, как правило, в речи и в поведении. Наиболее часто встречающимися являются двигательные стереотипии, которые выглядят как: сжимание, разжимание пальцев в кулак, подергивание плечами, повторяющиеся повороты головы, раскачивание из стороны в сторону, бег по кругу и так далее. Иногда можно наблюдать, как ребенок постоянно раскачивает дверь, пересыпает песок или крупы, монотонно щелкает выключателем, рвет или мнет бумагу. Все это также относится к стереотипиям при аутизме.

Речевые стереотипии носят название эхолалия. При этом дети могут постоянно повторять одни и те же звуки, слоги, слова и даже отдельные фразы. Обычно, это словосочетания, услышанные от родителей или извлеченные из любимого мультфильма. Характерно также то, что дети говорят фразы абсолютно неосознанно и не вкладывая в них никакого смысла.

Можно также выделить стимы в одежде, еде, прогулках. Дети склонны к формированию определенных ритуалов: ходить по определенному маршруту, одной и той же дорогой, не наступать на трещины на асфальте, надевать одну и ту же одежду, поглощать одну и ту же пищу. Они склонны к выстукиванию определенного ритма, раскачиваниям на стуле под определенный такт, перелистыванию страниц в книге туда и обратно без особого интереса.

Почему именно возникают стереотипии при аутизме нет однозначного ответа. Некоторые считают, что постоянно повторяющиеся действия стимулируют нервную систему, другие, наоборот, предполагают что таким образом ребенок успокаивается. Наличие стимов при таком заболевании позволяет человеку отгородиться от внешнего мира.

Расстройство интеллекта

Частым симптомом при аутизме, проявляющимся у семидесяти пяти процентов больных, является расстройство интеллектуальных способностей. Это может начинаться с задержки в интеллектуальном развитии и в итоге привести к умственной отсталости. Обычно такое состояние представляет собой различные степени отставания в развитии головного мозга. Такому ребенку тяжело концентрировать свое внимание, сосредоточиться на чем-либо. Часто наблюдается быстрая потеря интересов, невозможность применения общепринятых обобщений и ассоциаций.

В некоторых случаях при аутистических расстройствах у ребенка проявляется интерес к определенным занятиям, в связи с чем формируются лишь отдельные интеллектуальные способности.

Легкая и средняя степень умственной отсталости при аутизме отмечается у большей половины пациентов. У трети больных коэффициент интеллектуальности редко превышает семьдесят. Но следует знать, что обычно такое состояние не прогрессирует, и редко доходит до полного слабоумия. Дети с высоким IQ часто обладают нестандартным мышлением, что выделяет их среди других детей и зачастую является причиной их ограниченного социального взаимодействия. Также нужно отметить, что чем ниже уровень умственных способностей ребенка, тем тяжелее им адаптироваться в социальной сфере.

Читайте также:  Симптом кернига с одной стороны

Тем не менее такие дети больше других склонны к самообучению. Многие из них сами учатся читать, овладевают простыми математическими способностями. Некоторые надолго сохраняют музыкальные умения, математические и механические навыки.

Обычно умственные расстройства имеют периодический характер: наблюдаются периоды улучшения и ухудшения, возникновение которых могут спровоцировать различные факторы: стрессовые состояния, тревожность, вмешательство в замкнутый мир аутиста.

Эмоциональные нарушения

К эмоциональным нарушениям при аутизме можно отнести внезапные вспышки агрессии, аутоагрессии, немотивированного гнева или страха. Чаще всего такие состояния возникают внезапно и не имеют под собой никаких очевидных причин. Такие дети подвержены гиперактивности, либо наоборот замкнуты, заторможены и растеряны. Такие дети склонные к самоповреждению. Часто их агрессивное поведение направлено на самого себя и проявляются кусанием, вырыванием волос, царапанием и другими видами самоистязания. У таких детей практически отсутствуют болевые ощущения, либо реакция на боль атипична.

Клинические проявления форм аутизма

У каждой формы аутизма также существуют свои определенные признаки и симптомы. Рассмотрим подробнее наиболее распространенные из них.

Синдром Каннера или инфантильная форма аутизма

В эту категорию относят детский, инфантильный аутизм и другие аутистические расстройства проявляющиеся у детей от одного года до трех лет.

Для них характерны следующие признаки:

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера или высокофункциональный аутизм во многом схож с синдромом Каннера. Однако при такой форме заболевания отсутствуют нарушения в речевом развитии и высоко развиты когнитивные способности.

При такой форме мягкого аутизма у детей хорошо развиты мыслительные процессы, существует искаженное восприятие окружающей действительности и самого себя, наблюдается сложность в концентрации внимания. Другие психологические и физиологические симптомы данного заболевания выглядят следующим образом:

Атипичная форма

Для атипичной формы аутизма характерно проявление в более позднем возрасте. Также возникает он и у взрослых, особенно при наличии умственной отсталости и других заболеваний, связанных с развитием. К признакам такой формы болезни относятся:

Проявления аутизма у новорожденных

У грудничков и новорожденных детей значительно выражены внешние признаки, которые указывают на наличие заболевания: отсутствие улыбки, ярких эмоций, активности, присущей другим детям их возраста, мимики и многих жестов. Взгляд младенца зачастую устремлен в одну и ту же точку или на какой-либо определенный предмет.

Такие дети практически не просятся на руки и не копируют эмоции взрослых. У грудных детей аутистов практически отсутствует плач, он не создает проблем родителям, способен часами самостоятельно занимать себя, не проявляя никакого интереса к окружающему миру. Малыш не гулит, не лепечет, не отзывается на собственное имя. Для таких детей характерна некоторая задержка в развитии: поздно начинает сидеть и ходить, наблюдается отсталость в росте и весе.

Такие дети зачастую отказываются от грудного вскармливания и не приемлют прикосновений отца или матери.

Симптомы у детей младшего и школьного возраста

Пациенты младшего и школьного возраста отличаются отсутствием эмоций и замкнутостью. Примерно в полтора-два года у таких детей может полностью отсутствовать речевая функция, наблюдается нежелание идти на зрительный контакт. Часто нарушения речи в это время обусловлены нежеланием общаться в социуме. Когда же пациенты все-таки начинают говорить, то сталкиваются с определенными трудностями. Они часто говорят о себе в третьем лице, путают местоимения, повторяют одни и те же слова, звуки и фразы. Часто у таких детей возникают вокализации, как одна из разновидностей стереотипий.

Часто у аутистов преобладает гиперактивность, но их движения однообразны и носят повторяющийся характер. Также такие дети практически не плачут, даже когда сильно ударятся. Они избегают общества сверстников, в детских садах или школе, как правило, сидят в одиночестве. Иногда у них возникают приступы агрессии или аутоагрессии.

Ребенок может не обращать внимание на весь предмет в целом, но его привлекают некоторые его элементы. Так например, он может зациклиться на колесах или руле автомобиля, постоянно вращая их в руках. Игрушки не интересуют аутиста как таковые, но зато они очень любят сортировать их и выкладывать в определенном порядке.

Такие дети очень избирательны в еде или в одежде. У них присутствует множество различных страхов: страх темноты, различных шумов. При прогрессировании заболевания ухудшаются и возможные страхи. Они боятся выходить из дома, а в особо тяжелых случаях вообще покидать свою комнату и остаются в одиночестве. Их пугает любая смена обстановки, и оказавшись не на свое месте, они часто закатывают истерики.

Аутисты школьного возраста могут посещать обычные или специализированные школы. У таких детей наблюдается увлечение каким-либо одним из предметов. Чаще всего это рисование, музыка или математика. Преобладает у подростков аутистов значительная рассеянность внимания, также они испытывают значительные трудности со чтением.

У некоторых аутистов встречается синдром саванта, характеризующийся невероятными способностями в каких-либо определенных дисциплинах. Они могут отличаться талантами в музыкальной сфере или изобразительном искусстве, а также обладать феноменальной памятью.

Дети с низким коэффициентом интеллекта чаще всего замыкаются в себе и уходят в свой придуманный мир. У таких детей часто отмечаются нарушения в речевом развитии и социальной сфере. Малыш старается прибегать к речи только в очень исключительных случаях. Они никогда не жалуются и стараются ни о чем не просить, стараясь всячески избегать любого общения.

В таком возрасте у детей часто появляются серьезные отклонения в пищевом поведении, вплоть до полного отказа от пищи, что зачастую приводит к заболеваниям желудочно-кишечного тракта. Прием пищи сводится к определенным ритуалам, еда выбирается определенного цвета или формы. Вкусовые критерии пищи при этом не учитываются.

При своевременной диагностике заболевания и квалифицированном лечении, дети аутисты могут жить вполне нормальной жизнью, посещать общеобразовательные школы, осваивать профессиональные навыки. Лучших успехов при этом добиваются аутисты, речевые и интеллектуальные нарушения у которых сведены к минимуму.

Признаки аутизма в подростковом возрасте

У большинства подростков-аутистов значительно изменяется поведение. Они приобретают новые умения, однако общение со сверстниками вызывает у них определенные трудности. Особенно тяжело для таких детей происходит половое созревание. Аутисты в подростковом возрасте наиболее подвержены депрессивным состояниям, развитию различных страхов, фобий и панических состояний. Также у них часто можно наблюдать эпилептические припадки.

Аутизм у взрослых

Взрослые мужчины и женщины, страдающие аутизмом, чаще всего могут жить и работать самостоятельно. Это напрямую зависит от их интеллектуальных способностей и от социальной активности. Около тридцати трех процентов таких людей достигают частичной независимости.

Те же взрослые, интеллект которых снижен, или общение сведено к минимуму требуют к себе достаточно много внимания. Они не могут находиться без какой-либо опеки, что значительно осложняет их жизнь и жизнь их родных.

Люди со средним уровнем интеллекта или имеющие IQ выше среднего часто добиваются значительных успехов в профессиональной сфере и вполне могут жить полноценной жизнью: вступать в брак, заводить семью. Однако это удается не многим, так как у них возникают значительные трудности при взаимоотношениях с противоположным полом.

Признаки у плода при беременности

Распознать наличие аутизма у плода можно еще во время беременности. Это можно заметить во втором триместре при проведении ультразвукового исследования. Учеными доказано, что интенсивный рост тела плода и головного мозга в начале второго триместра дают возможность предположить, что ребенок родится с аутизмом.

Причиной такого интенсивного роста может быть наличие серьезных инфекционных заболеваний у женщин: кори, ветряной оспой, краснухи. Особенно, если будущая мама перенесла их во втором триместре, когда формируется головной мозг ребенка.

Отличие аутизма от слабоумия

Часто аутизм путают с другими похожими заболеваниями, к примеру, со слабоумием. Действительно, симптоматика таких заболеваний довольно схожа. Однако дети, страдающие слабоумием отличаются от детей аутистов:

Такие симптомы не характерны для аутизма, но при таком заболевании у пациентов может наблюдаться и умственная отсталость.

Миф о поствакцинации

Бытует мнение, что аутизм у ребенка развивается после вакцинации детей раннего возраста. Однако такая теория не имеет абсолютно никакой доказательной базы. Было проведено множество научных исследований, и ни одно из них не выявило связи между вакцинацией и возникновением заболевания.

Может случиться так, что время, когда проводилась вакцинация ребенка, просто совпало с тем моментом, когда родители заметили первые признаки аутизма. Но не более. Заблуждение в этом вопросе привела к резкому снижению уровня вакцинации населения, и как следствие к вспышкам инфекционных заболеваний, в частности, кори.

Тестирование ребенка в домашних условиях

Выявить наличие аутизма ребенка в домашних условиях можно при помощи различных тестов. При этом следует знать, что одних лишь результатов тестирования недостаточно для того, чтобы поставить диагноз, однако это будет лишним поводом для обращения к специалисту. Существует множество тестов, предназначенных для детей определенного возраста:

M-CHAT тест или модифицированный скрининговый тест на аутизм

Расшифровка теста

На каждый вопрос теста следует дать ответ «Да» или «Нет», а после сравнить полученные результаты с приведенными в расшифровке:

Если совпали ответы на три обычных пункта или два критических, то такого ребенка необходимо проконсультировать у специалиста.

Подводя итоги

Аутизм – это заболевание, преимущественно детского возраста, для которого характерно наличие ряда специфических симптомов и признаков. Описание их зачастую различается в зависимости от формы психического расстройства, возраста ребенка и множества других факторов.

Необходимо знать наличие каких именно признаков говорит о возникновении данного заболевания, чтобы не спутать его с другими болезнями. А при возникновении нескольких из них необходимо как можно скорее обратиться за консультацией к специалисту.

Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru

Опыт работы инфекционистом более 3 лет.

Имеет патент по теме «Способ прогнозирования высокого риска формирования хронической патологии адено-тонзиллярной системы у часто болеющих детей». А также автор публикаций в журналах ВАК.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Автозапчасти: советы по подбору запасных частей
Добавить комментарий