Аутизм что это за болезнь симптомы у детей причины

Симптомы

Как понять, что у ребенка аутизм?

Детский аутизм

Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?

Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?

На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.

Аутизм – так и звучит диагноз?

Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
2) F84.1 – атипичный аутизм;
3) F84.2 – синдром Ретта;
4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.

1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;
5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
6) страх изменений в окружающей обстановке;
7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
9) задержка развития.

Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:

1) Контрастные желания и представления;
2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;

Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.

1) Проявляется на фоне нормального моторного развития;
2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
3) Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
4) Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.

Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.

Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?

Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз «Аутистическое поведение». Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

Что может вызвать у ребенка аутизм?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?

Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.

Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.

Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.

Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.

Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.

Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?

Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:

1. Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.

2. Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.

Читайте также:  Симптомы остеохондроза у подростков

3. Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.

4. Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.

5. Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.

Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?

Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.

Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.

Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет

Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии

с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;

начинает узнавать предметы и людей;

улыбается при звуке вашего голоса;

начинает улыбаться при общении;

поворачивает голову на звуки.

начинает реагировать на эмоции окружающих людей;

может находить не тщательно спрятанные предметы;

изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;

тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;

выражает радость или недовольство голосом;

произносит наборы звуков.

начинает охотно подражать окружающим;

становится очевидным, что ребёнок вас понимает;

может находить спрятанные предметы;

реагирует на «нельзя»;

изображает простые жесты, например, может указать на предмет;

«разговаривает» сам с собой на разные лады;

может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;

реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.

подражает поведению окружающих;

радуется обществу других детей;

понимает многие слова;

находит тщательно спрятанные предметы;

указывает на называемые картинки и предметы;

начинает сортировать предметы по форме и цвету;

начинает играть в простые игры с воображением;

начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;

может выполнять простые поручения;

может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки».

начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;

может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением;

сортирует предметы по форме и цвету;

сопоставляет предметы с картинками;

выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;

пользуется простыми предложениями при общении;

правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);

начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).

Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?

Существует два международных теста, переведенных на многие языки мира, в том числе и на русский. Их проходят родители, чтобы определить, насколько поведение их детей попадает под описание РАС.

Модифицированный скрининговый тест используется для выявления признаков РАС у детей от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у вашего ребенка особенности, которые требуют более внимательной диагностики сложностей развития.

Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: заполнение занимает не более 3-х минут. В качестве результата вы получаете приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации по дальнейшему наблюдению у врача.

Тест для детей старше 30 месяцев, используется не только выявления проблем, но и отслеживания динамики. Он содержит 77 вопросов, которые разделены по темам: развитие речи, социализация, сенсорные навыки/познавательные способности и здоровье/физическое развитие/поведение.

Обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получаете примерную оценку ситуации, но не диагноз. Если по результатам теста родители заподозрили у ребенка аутистическое расстройство, необходимо обратиться к врачу-психиатру.

Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?

Проконсультироваться с детским психиатром Вы можете в консультативно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (далее Центр) по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А. Телефон 8(495)954-37-54.

Консультация в Центре не ведет к постановке ребенка на учет, но поможет выстроить для него индивидуализированный план лечебно-реабилитационных мероприятий и коррекционных занятий.

Важно! Центр сотрудничает с р егиональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Раз в месяц представители организации проводят в стенах Центра консультации по вопросам образовательного маршрута для детей с РАС. Обратившись в Центр, вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как взаимодействовать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и оформлении инвалидности.

Источник

Аутизм: первые признаки, диагностика и лечение

Аутизм – это диагноз, который звучит пугающе для любого родителя. Заболевание является довольно распространенным. Патология психики ярко проявляется в раннем возрасте. В этом случае говорят о раннем детском аутизме. Больных детей изолируют от общества, они посещают специализированные образовательные учреждения.

Статья подготвлена специалистом для ознакомления и не является руководством по лечению и диагностике. Перед применением тех или иных рекомендаций, проконсультируйтесь с врачём, не занимайтесь самолечением.

Аутизм – что это за болезнь?

Аутизм – это расстройство развития с дефицитом сферы общения и эмоций. Человек с этим заболеванием как бы находится внутри самого себя. Он не направляет свою речь, жесты, энергию на других людей. Социального смысла его действия не несут. Заболевание диагностируется у детей 3-5 лет. Редко аутизм впервые выявляют у подростков и у взрослых людей. Если такое случается, то это значит, что заболевание имеет очень легкое течение.

Причины аутизма у детей

Обычно в большинстве случаев представленного заболевания, оно никак не связано с серьезными поражениями головного мозга. В некоторых случаях аутизм возникает из-за врожденной краснухи, а также на фоне фенилкетонурии, цитомегаловирусной инфекции или опасного синдрома хрупкой Х-хромосомы. Также обнаружены серьезные свидетельства, которые полностью подтверждают немаловажную роль генетических изменений в развитии заболевания.

Доказано, что у родителей, имеющих ребенка с аутистическим расстройством, риск рождения последующего ребенка с похожими проблемами в развитии выше обычного примерно в 50-70 раз. У особенных монозиготных близнецов конкордантность данного синдрома не менее высока.

Многочисленные исследования, которые проводились среди семей пациентов с аутизмом, позволяют предположить, что потенциальными мишенями являются несколько областей генов. К ним относят рецепторы нейротрансмиттеров, связанные с особым кодированием и немаловажным структурным контролем нервной системы. Роль внешних факторов, таких как вакцинация и всевозможные диеты, специалистами на сегодняшний день не доказана. Во многом основой патогенеза аутистических расстройств являются нарушения функций и структуры головного мозга.

Как правило, у большинства детей с аутизмом желудочки мозга сильно увеличены. У некоторых малышей отмечается опасная гипоплазия червя мозжечка, а также можно у них обнаружить различные аномалии ядер немаловажного ствола мозга.

Кроме того, проводят параллель между аутизмом и некоторыми заболеваниями:

Перенесенная во время беременности краснуха.

Женщины с ожирением чаще рожают детей с аутизмом, чем женщины с нормальной массой тела.

Эти патологии способны негативным образом отразиться на развитии головного мозга ребенка и привести к возникновению аутизма.

Особенности восприятия мира ребенком с аутизмом

Собрать целостную картину мира в своей голове ребенок не может. Человека он видит как не связанные конечности, руки, рот и прочие части тела. Не может ребенок понять одушевленный перед ним находится предмет или нет. Все раздражители, поступающие из внешней среды, вызывают у малыша дискомфорт. Это касается света, звука, тактильного контакта. Поэтому ребенок уходит в свой собственный мир, внутрь себя.

Читайте также:  Гломерулонефрит симптомы и лечение у женщин

Признаки аутизма у ребенка

Ученые выделили 4 основных признака, которые характеризуют аутизм, как заболевание:

Нарушение социального поведения

Нарушение социального взаимодействия проявляется следующими симптомами:

Ребенок избегает контакта «глаза в глаза». Его взгляд направлен как бы сквозь человека.

Мимика ребенка не выразительная, не соответствует ситуации. Ребенок не смеется, когда его пытаются рассмешить, но может заливаться смехом без причины. Лицо ребенка напоминает маску, время от времени его искажают гримасы.

Ребенок редко пользуется жестами. Он применяет жестикуляцию только для того, чтобы указать на собственные потребности. Здоровые дети пытаются привлечь внимание родителей к интересным объектам, указывая на них. Аутисты этого не делают.

Эмоции других людей ребенок понять не может. Здоровые дети умеют определять эмоции человека по его взгляду, выражению лица, глазам. Дети с аутизмом такой способностью не обладают.

Ребенок не проявляет интереса к сверстникам. Он не принимает участие в их играх, он стремиться остаться один, так как погружен в свой мир. Других детей аутисты не воспринимают, приравнивая их к неживым объектам.

Сложности с воображением и распределением социальных ролей. Здоровые дети могут укладывать куклу спать, завозят игрушечную машинку в гараж. Дети с аутизмом не воспринимают игрушку как цельный объект. Они могут в течение нескольких часов просто крутить колесо машины.

Ребенок не отвечает на эмоциональные проявления близких родственников. Долгое время считалось, что аутисты вовсе не испытывают эмоциональной привязанности к матери и отцу. Однако последние исследования позволили установить, что уход мамы все-таки вызывает у них определенное беспокойство. Однако когда она рядом, ребенок не будет проявлять к ней какие-либо эмоции. Он не будет плакать или звать мать после ее ухода, но тревожность у него в такие моменты повышается. Однако каких-либо действий вернуть ее он не предпримет. Определить, что он что-то чувствует не удастся.

Нарушение коммуникативной сферы

Нарушение коммуникативной сферы проявляется следующими симптомами:

Речевое развитие ребенка затруднено, иногда речь отсутствует долгое время. Если заболевание имеет тяжелое течение, то речью дети так и не овладевают. Они используют несколько слов, которые призваны обозначить их нужды. Ребенок может попроситься спать или указать на то, что он голоден. У других детей речевые навыки имеются, но осмысленными такие фразы назвать сложно. В течение долгого времени дети могут повторять один и тот же набор слов, которые лишены смысла. Про себя дети говорят в третьем лице, например, «Маша хочет спать».

Речь аномальная. Она характеризуется эхолалиями и повторами. Например, взрослый спрашивает у него: «Ты будешь спать?». На что ребенок отвечает: «Ты будешь спать?». Речь может быть слишком громкой или слишком тихой. Он не отзывается на свое имя. В жизни каждого здорового ребенка наступает так называемый «период вопросов». Аутисты через этот период либо не проходят вовсе, либо он наступает у них поздно. Они не интересуются у родителей по поводу устройства окружающего мира. Дети могут задавать взрослым вопросы, но они лишены практического смысла, часто повторяются.

Стереотипное поведение

Признаки, характеризующие стереотипное поведение:

Ребенок долгое время может выполнять одно и то же действие, например, раскладывать детали конструктора по цветам, заниматься строительством башни. Перестроить его на другой вид деятельности проблематично.

Строгое выполнение режимных моментов. Ребенок с аутизмом будет чувствовать себя комфортно только в привычной ему обстановке. Изменение распорядка дня, уход с привычного маршрута следования, перестановка мебели или вещей в комнате – все это может стать причиной усиления замкнутости или агрессии.

Повтор движений, которые не имеют смысла. Если ребенок чего-то испугался или попал в непривычную для него ситуацию, он начнет самостоятельно себя стимулировать. Это может выражаться в щелчках пальцами, в хлопанье ладонями и в других однотипных движениях.

Малышей часто преследуют страхи, навязчивые движения. Если ребенок испугался, то он становится агрессивным. Причем это чувство проявляется как в отношении окружающих людей, так и к самому себе.

Ранние симптомы болезни, которые возникают у детей младше 3 лет

Аутизм проявляется в раннем возрасте. Еще до первого дня рождения родители могут заметить, что их ребенок не улыбается, не реагирует на свое имя, ведет себя странно. Дети не такие подвижные, как их сверстники, дают неадекватную реакцию в различных ситуациях.

На заметку родителям

Заметив, что чужой малыш устраивает истерику, не нужно проявлять выраженное недоумение. Вполне вероятно, что ребенок страдает аутизмом. Вести себя в таких ситуациях нужно тактично.

Нужно предложить свою помощь и попытаться ободрить родителей особенного ребенка.

Все предметы, которые окружают детей с аутизмом, должны быть безопасными.

Нужно оставаться максимально спокойным.

Родители больных детей не должны сталкиваться с недоумением окружающих людей, нужно проявить по отношению к ним сочувствие и внимание.

Не следует подвергать критике ни родителей, ни детей.

Не стоит смотреть на ребенка в истерике пристально.

Не следует поднимать шум и привлекать к малышу внимание посторонних людей.

Не следует грубить родителям больного ребенка.

Умственное развитие детей с аутизмом

У подавляющей части детей с аутизмом интеллект развит слабо. Умственная отсталость варьируется от легкой до умеренной степени. Это связано с дефектами в развитии головного мозга. Кроме того, аутистам сложно дается обучение. Глубокая умственная отсталость наблюдается в том случае, когда аутизм сочетается с другими патологиями: с эпилепсией, микроцефалией, хромосомными мутациями. Если аутизм имеет легкое течение, то интеллект ребенка остается в норме, либо может быть выше среднего.

Ребенок может хорошо считать, рисовать, музицировать, но в других сферах от своих сверстников он часто отстает. Это является особенностью его интеллектуального развития, которое отличается избирательностью.

Одаренность аутиста в определенном направлении деятельности носит название савантизма. Такие дети могут повторить сложнейшую мелодию на скрипке, услышав ее один раз, либо нарисовать картину, передав все полутона, хотя видел он ее однократно. Часто такие дети в уме складывают или умножают многозначные цифры.

Синдром Аспергера

Синдром Аспергера – это разновидность аутизма, которая характеризуется легким течением болезни. Проявляется она в старшем возрасте.

Особенности синдрома Аспергера:

Первые проявления болезни будут замечены в возрасте 7-10 лет.

Интеллект ребенка развит нормально.

Речь ребенка развита, но ее интонация и громкость может быть нарушена.

Часто человек зациклен на каком-то действии или занятии. Он может рассказывать собеседнику историю, которая ему не интересна. При этом реакция слушателя его не волнует.

Движения больного кажутся неловкими, а позы странными.

Человек не может приходить к компромиссу, он не умеет договариваться. Такие люди эгоцентричны.

Люди с синдром Аспергера хорошо учатся, с успехом заканчивают не только средние, но и высшие образовательные учреждения. Они заводят семьи, но для этого им нужна поддержка близких людей и участие родителей в воспитании.

Синдром Ретта

Это заболевание развивается только у девочек. Оно имеет генетическую основу, так как при нем происходит нарушение в Х-хромосоме. Если подобные мутации возникают у плода мужского пола, то он погибает еще в утробе матери. Болезнь встречается у одного ребенка на 10000.

Аутизм глубокий, девочка будет полностью погружена в себя. Прочие симптомы нарушения:

В возрасте до 1,5 лет (иногда до полугода) развитие ребенка нарушено незначительно.

После полугода – 1,5 года наблюдается замедление темпов роста головы.

Ребенок утрачивает сформированные ранее рефлексы навыки, не может целенаправленно двигать руками.

Ребенок выполняет однообразные движения верхними конечностями, которые могут напоминать умывание или рукопожатие.

Двигательная активность ребенка снижена, координация нарушена.

Речевые навыки пропадают.

У таких детей часто диагностируется недоразвитость головного мозга и эпилепсия. Прогноз неблагоприятный, справиться двигательными расстройствами сложно.

Диагностика аутизма

Чаще всего ненормальное поведение ребенка первыми замечают родители. Быстрее всего это происходит в тех семьях, в которых уже есть дети и имеется возможность сравнения. Чем раньше будут замечены нарушения, тем лучше. Это позволит начать лечение с привлечением профессионалов. В дальнейшем ребенок с аутизмом легче войдет в социум, у него появится больше шансов стать полноценным членом общества.

Читайте также:  Возвратный нерв симптомы и лечение

Существуют специализированные тесты, которые позволяют выявить детей с аутизмом. Их должны пройти родители. Также врач изучает поведение ребенка в привычной для него среде.

Тестирование проводят с использованием следующих методик:

ADI-R – опросник для диагностики аутизма.

ADOS – шкала наблюдения для диагностики аутизма.

CARS – шкала рейтинга детского аутизма.

ABC – поведенческий опросник для диагностики аутизма.

ATEC – контрольный список оценки показателей аутизма.

CHAT – опросник по аутизму у маленьких детей.

Кроме того, существуют инструментальные методики обследования, которые позволяют уточнить диагноз:

Ультразвуковое исследование головного мозга.

Электроэнцефалография, позволяющая исключить очаги эпилептической активности.

Проверка слуха у сурдолога. Это исследование позволит исключить тугоухость, как причину нарушения речи.

Чтобы научиться правильно воспринимать поведение ребенка с аутизмом, родители должны понимать, что с ним происходит. В этом поможет представленная в таблице информация.

Как воспринимает поведение ребенка взрослый

На самом деле это не…

Объяснение поведения ребенка

Проблемы с памятью

Попытка управлять взрослым человеком

Отказ от выполнения прямых обязанностей

Он не может понять, что хочет от него другой человек

Ребенок пытается отрегулировать сенсорные системы

Ребенок своеобразно реагирует на смену обстановки или другой стрессовый фактор

Ребенок находится в состоянии тревоги

Приоритет однообразным действиям

Расстройство при любых переменах

Нежелание идти на контакт

Ребенок не понимает, как ему выполнить указания другого человека

Ребенок пытается не нарушить порядок и сохранить предсказуемость

Ребенок не может оценить ситуацию со стороны

Своим поведением ребенок мешает другим людям

Провоцирование других людей

Попытка привлечь к себе внимание

Ребенок не может разграничить общие и абстрактные понятия

Информация до него доходит с трудом

Ребенок избегает определенных звуковых и световых раздражителей

Ребенок не смотрит в глаза

Ребенок трогает другие предметы и крутит их

Ребенок нюхает другие предметы

Погрешности в воспитании, которые отразились на поведении ребенка

Головной мозг воспринимает сигналы извне не так, как у здоровых людей

У ребенка имеются сенсорные нарушения

Звуковая, зрительная и обонятельная чувствительность у малыша повышена

Лечение аутизма

Аутизм является неизлечимой болезнью. Не создано такого препарата, выпив который ребенок бы выздоровел. Чтобы больной мог социализироваться, требуется каждый день заниматься с ним, создавать вокруг ребенка особые условия. Только так можно добиться определенных успехов. Семья должна плотно взаимодействовать с педагогами и психологами.

Основные направления, которые реализуются при лечении аутизма:

Аутизм – это особенность ребенка. Он не сможет воспринимать информацию так же, как и большинство людей.

Нужно создать для ребенка такие условия, в которых он сможет комфортно развиваться, жить и учиться. Обстановка не должна пугать его или заставлять уходить в себя.

С ребенком должен работать психолог, педагог, логопед и другие узкие специалисты.

Шаги, которые нужно предпринимать последовательно:

Нужно направить усилия на формирование тех навыков, которые у ребенка отсутствуют. Если он не может устанавливать контакты, то необходимо учить его делать это, если у него страдает речь, то следует корректировать ее.

Следует направить усилия на борьбу с такими проявлениями, как: агрессия, зацикленность, страхи, самоагрессия, уход в себя.

Ребенка нужно учить наблюдать за другими людьми и подражать им.

Ребенка нужно учить играть, принимать на себя социальные роли.

Следует направить усилия на то, чтобы научить малыша идти на контакт с другими людьми.

Коррекция поведения ребенка базируется на бихевиоризме. Это отдельное направление психологии. В лечении детей с аутизмом применима АВА-терапия. При этом нужно наблюдать за поведением и реакциями малыша. После чего подбираются определенные стимулы. Все зависит от предпочтений конкретного ребенка. Это может быть музыка, еда, звуки и пр. Все положительные реакции, которые дает ребенок, нужно поощрять. Это позволяет установить контакт, а также предупредить нежелательные реакции в виде истерических припадков и агрессии.

Занятия с логопедом – это обязательное направление в работе с аутистами. Каждый больной ребенок имеет определенные проблемы с речью, поэтому без помощи специалиста обойтись не удастся. Он учит его следить за своей интонацией, правильно произносить звуки, занимается подготовкой к школе.

Обязательно нужно учить ребенка навыкам самообслуживания и социализации. Дети с аутизмом не имеют мотивации для общения с другими людьми, не хотят контактировать с детьми, играть с ними. Они не увлекаются какими-то видами деятельности, им сложно дается выполнение гигиенических навыков. Чтобы привить их, педагоги рекомендуют использовать карточки. На них подробно расписаны инструкции к действию и их последовательность: подъем с постели, чистка зубов, причесывание и пр.

Лекарственные препараты для лечения аутизма не используют. Их применяют только в тех случаях, когда деструктивное поведение ребенка становится преградой для его полноценного развития. Нужно помнить о том, что истерики и даже стереотипные действия – все это попытка общения с миром. Плохо, если ребенок не проявляет себя никак: сидит целый день на одном месте и крутит колесо машинки. Психотропные и успокоительные средства нужно давать аутистам только после согласования с доктором.

Существует мнение, что справиться с аутизмом позволяет безглютеновая диета, но научного подтверждения эта теория не получила.

Родителям, которые озабочены здоровьем своего малыша нередко приходится сталкиваться с шарлатанами. Они предлагают лечение стволовыми клетками, микрополяризацией, ноотропными препаратами. Однако такая терапия может быть опасной для ребенка с аутизмом и нанести вред его здоровью.

Нарушения, которые напоминают аутизм

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Этот синдром часто путают с аутизмом. Есть мнение, что он в той или иной степени проявляется у каждого 3 ребенка. Дети с СДВГ отличаются неусидчивостью, им сложно дается обучение, они с трудом концентрируют внимание, очень подвижны. Некоторые взрослые тоже страдают от этого синдрома. Он проявляется в трудностях с запоминанием дат, событий. Таким людям сложно принимать взвешенные решения. Диагностировать подобное нарушение нужно как можно раньше. Таким пациентам назначают психостимуляторы и седативные препараты. Хороший эффект дают занятия с психологом.

Тугоухость. Если ребенок плохо слышит, то это обязательно отражается на его речевом развитии. Дети могут не отзываться на свое имя, они не выполняют просьбы взрослых, могут показаться избалованными и непослушными. Такие симптомы напоминают аутизм, поэтому так важно проверять слух малышей с подобными нарушениями. Справиться с тугоухостью можно благодаря использованию слуховых аппаратов. Их применение позволяет скорректировать все имеющиеся отклонения в развитии.

Шизофрения. В прошлые годы аутизм считали проявлением шизофрении. Современная наука имеет веские основания утверждать, что это два разных заболевания, которые друг к другу не имеют никакого отношения. Шизофрения проявляется в старшем возрасте. У детей младше 5-7 лет это заболевание никогда не диагностируется. Болезнь развивается плавно. Взрослые отмечают у ребенка немотивированные страхи, он становится навязчивым, может замыкаться в себе, разговаривать сам с собой. Затем появляются такие признаки болезни, как бредовые мысли и галлюцинации. Шизофрения сопровождается непродолжительными ремиссиями с дальнейшим ухудшением болезни. Лечение сводится к приему лекарственных средств. Ведут таких пациентов психиатры.

Аутизм не следует воспринимать, как приговор. Причины развития болезни неизвестны. Нет возможности точно описать, как именно воспринимает мир больной ребенок. Однако достоверно установлено, что раннее начало лечения и грамотная его организация позволяет вести таким детям нормальный образ жизни, учиться, трудиться и создавать семьи. Главное для ребенка с аутизмом – это поддержка родителей.

Образование: В 2005 году пройдена интернатура в в Первом Московском государственном медицинском университете имени И. М. Сеченова и получен диплом по специальности «Неврология». В 2009 году окончена аспирантура по специальности «Нервные болезни».
Наши авторы

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Автозапчасти: советы по подбору запасных частей
Добавить комментарий