Аутизм в легкой форме у детей симптомы

Симптомы

Каковы симптомы аутизма у 4х-летнего ребенка?

Расстройство аутистического спектра (РАС) — это состояние развития, которое может влиять на речь, социальное взаимодействие, общение и поведение. Человек рождается с расстройством аутистического спектра, и ученые все еще изучают его причины.

Симптомы аутизма начинают проявляться в младенчестве и раннем детстве. Аутичные дети могут иметь широкий спектр симптомов, в зависимости от типа РАС и его тяжести.

Симптомы аутизма у детей 4 лет

Различия в вербальном общении

У детей с аутизмом может быть иной стиль вербального общения, чем у их сверстников. Например, ребенок с аутизмом в 4 года может:

Различия в невербальной коммуникации

Дети с аутизмом участвуют в невербальном общении иначе, чем сверстники.

Различия в игре

Другие поведенческие различия

Повторяющиеся формы поведения, такие как:

Могут наблюдаться эмоциональные всплески, особенно в ответ на:

Типы и тяжесть аутизма

Существуют различные типы и степени тяжести РАС, и это может повлиять на ребенка по-разному.

Расстройство аутистического спектра — это термин, который включает в себя:

Синдром Аспергера отличается от аутистического расстройства тем, что не вызывает задержки в речевом и когнитивном развитии. Вместо этого состояние может проявляться неуклюжестью и трудностями в невербальном общении и социальном взаимодействии. В то время как синдром Аспергера теперь классифицируется как часть РАС, некоторые предпочитают идентифицировать себя как имеющих синдром Аспергера, а не как аутистов.

Диагностика аутизма

Если родители считают, что их ребенок имеет расстройство аутистического спектра, необходимо обратиться к врачу. Педиатр может направить к детскому неврологу, специализирующемуся на выявлении и лечении РАС у детей, который проведет всестороннюю оценку симптомов и поведения ребенка.

Уход за ребенком с аутистом

Уход за ребенком с аутизмом сопряжен с трудностями, и следующие стратегии могут улучшить качество жизни ребенка:

Рекомендации родителям

Уход за аутичным ребенком может быть трудоемким и сложным. Исследование 2014 года показывает, что родители детей с аутизмом зачастую имеют финансовые проблемы и эпизоды депрессии.

Способы, которыми родители могут поддерживать свое собственное психическое и физическое благополучие, заботясь о ребенке с аутизмом:

Приглашаем подписаться на наш канал в Яндекс Дзен

Источник

Признаки аутизма

Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.

РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.

Характерные черты детей с аутизмом (РАС)

Ранняя диагностика аутизма

Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.

В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.

В 0-1 года необходимо оценить:

В 1-2 года:

В 2-3 года:

В 3 года:

Признаки аутизма в 4 года и старше:

За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.

Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.

После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать:

Источник

Легкая форма аутизма: признаки, начальная форма заболевания, причины, диагностика и коррекция лечением

Аутизм является одной из форм психических расстройств. Развивается он в связи с имеющимися нарушениями в функционировании головного мозга. У человека, больного аутизмом, затруднено взаимодействие с окружающими. При этом наблюдается шаблонность его мышления, безэмоциональность, узость интересов и прочие симптомы.

Диагностируется аутизм в ранние детские годы, а вот что касается его окончательного излечения, то ему он не поддается. Именно поэтому на смену детскому заболеванию приходит взрослое. Тем не менее легкая форма аутизма может быть откорректирована психотерапевтом и путем приема лекарственных средств. Для этого необходим лишь своевременный и грамотный подход специалиста. Но стоит понимать, что те или иные признаки расстройства все же продолжат сопровождать человека всю его дальнейшую жизнь, не давая возможности до конца реализовывать свой личностный потенциал.

Причины патологии

Отчего возникает аутизм? На сегодняшний день ученые так и не смогли прийти к какому-либо окончательному выводу о причинах патологии и механизме ее развития. По мнению многих специалистов, виновными в развитии недуга можно считать несколько генов, приводящих к сбою работы некоторых участков коры головного мозга. Такой вывод был сделан на основании проводимого анализа случаев заболевания. Ведь нередко при диагностировании болезни становился очевидным наследственный фактор.

Существует и еще одна теория аутизма – мутационная. Некоторые ученые полагают, что причиной патологии являются сбои в работе генетического аппарата конкретного человека. К этому способны привести такие факторы, как:

Читайте также:  Диета при панкреатите поджелудочная железа симптомы заболевания

Особенно опасными, по мнению специалистов, оказываются подобные воздействия на плод в первые 8-10 недель с момента зачатия. Ведь именно в это время происходит формирование основных органов, в том числе и тех, которые ответственны за функционирование различных зон, находящихся в коре головного мозга.

Возникновение болезни

Мутационные или генные нарушения, лежащие в основе патологии, в конце концов приводят к возникновению специфических повреждений некоторых участков ЦНС. Это нарушает слаженную работу нейронов, отвечающих за социальную интеграцию.

Помимо этого изменяется процесс функционирования зеркальных клеток, находящихся в головном мозге. Такое воздействие и приводит к тому, что у человека появляются специфичные симптомы аутизма, выражающиеся в том, что пациент много раз подряд выполняет то или иное однотипное действие или проговаривает отдельные фразы.

Классификация патологии

При диагностировании и терапии болезни выделяют ее варианты течения, степень выраженности симптомов, а также стадию. Подобные характеристики лежат в основе классификации патологии. Единой группировки различных вариантов болезни не существует, тем не менее врачи выделяют из всех вариантов недуга аутизм:

В современной медицине принято различать четыре степени аутизма. Каждая из них обладает своим уровнем тяжести и симптоматикой. Первая степень считается самой тяжелой. Для нее характерно наличие яркого проявления синдромов патологии. Болезнь, относящаяся ко второй и третьей степени, выражается признаками, по которым и возможно диагностирование недуга.

А вот четвертая считается легкой. Течение расстройства при этом является слабовыраженным.

Отличие легкой формы от тяжелой

Как уже было сказано выше, аутизм способен протекать в нескольких формах. Все они различаются в зависимости от их степени тяжести. Что касается легкой формы аутизма, то ее диагностируют у большего числа пациентов. Для данной степени патологии характерно нарушение социальной адаптации. Проявляется оно в отсутствии желания ребенка общаться с окружающими или наладить с ними контакты. Для того чтобы правильно определить болезнь, важно понимать, что подобное поведение объясняется вовсе не скромностью малыша или его чрезмерной замкнутостью. Именно таким образом у него проявляется болезнь. Диагностика заболевания возможна и по такому симптому, как позднее развитие речи.

При легкой форме аутизма не происходит нарушения личности. Малыши хорошо идут на контакт с самыми близкими для них людьми. Как правило, дети с легкой степенью аутизма выбирают из всей семьи только нескольких ее членов, которые, по их мнению, проявляют большую заботу и внимание. Малыши-аутисты не любят телесных контактов. Они стараются уклониться от объятий и не любят поцелуи.

При более тяжелом течении недуга дети всячески избегают контактов с людьми. Для них попытки объятия или прикосновения, предпринятые близкими родственниками, порой становятся причиной получения сильной психической травмы. Прикасаться к такому ребенку могут только самые близкие для него люди. Это довольно важный признак, по которому возможно диагностировать тяжелую форму аутизма. Уже с самого раннего возраста такие пациенты болезненно воспринимают малейшее вмешательство в их личное пространство.

Некоторые тяжелые варианты болезни выражаются в психической наклонности причинения вреда своему телу. Малыши с этим диагнозом нередко кусают себя. Подрастая, они предпринимают попытки нанесения различных травм, то есть проявляют агрессию по отношению к собственной личности.

Легкая степень аутизма чаще всего не диагностируется. Такие дети вырастают и продолжают болеть уже в своей взрослой жизни.

Признаки болезни в раннем возрасте

Каковы симптомы легкой формы аутизма у детей? Признаки этой степени проводят тонкую грань между здоровым и аутическим состоянием. Именно поэтому столь сложно диагностировать патологию этой формы.

У больных детей отмечается повышенная ранимость и слезливость. Это наблюдается на фоне попыток осуществить контакт с ребенком и поддержать с ним диалог.

Какие еще симптомы легкой формы аутизма у детей? Иногда маленький пациент логично, эмоционально и корректно реагирует на все, что происходит вокруг него. Патологию при этом выдает его мимика. Ведь создается впечатление, что все проявления чувств носят демонстративный характер. Подобное присутствует у начинающих актеров. Все их действия кажутся для зрителя неприкрыто наигранными.

Одним из признаков легкой формы аутизма у детей является способность маленьких пациентов смотреть в глаза своему собеседнику, пусть даже непродолжительное время. Пациенты со всеми другими степенями патологии на это неспособны.

Еще одним из признаков легкой формы аутизма является замедленный разговор маленького пациента. Создается впечатление того, что ребенок очень долго подбирает нужные слова, которые позволят ему сформировать фразу. Социальные контакты для такого малыша возможны. Однако идет он на них только в присутствии тех взрослых, которым доверяет. Во время контакта, проведя любое действие, ребенок будет поднимать вопросительный взгляд на родителей, пытаясь получить одобрение.

При легкой форме аутизма у детей наблюдаются трудности при расставаниях с близким человеком. Причем в такой ситуации значительно усиливаются клинические проявления синдрома. Именно поэтому в тот период, когда патология корректируется лечением, психологи не рекомендуют оставлять больных с чужими людьми.

Развитие интеллекта и способность к обучению ребенка при легкой форме аутизма практически не отличают их от здоровых сверстников. Если со стороны родителей и специалистов маленькому пациенту будет оказана определенная помощь и поддержка, то после перехода во взрослый возраст человеку становятся доступны все те социальные возможности, которыми обладают здоровые люди.

Симптомы легкой формы аутизма отличаются исходя из гендерной принадлежности больных. Например, у девочек распознать признаки болезни порой невозможно. Так, у них практически полностью отсутствует зацикливание на однотипных действиях. Помимо этого, легкая форма аутизма у девочек не приводит к задержке психического развития. Маленькие пациентки часто привязаны к личным взаимоотношениям и к отдельным людям.

Симптомы болезни в подростковом возрасте

Каковы признаки легкого аутизма у школьников средних классов? Подростки с таким диагнозом мало чем отличаются от своих сверстников в плане познания отношений, в том числе сексуальных и романтических. Но при этом у них порой наблюдаются проблемы с теми источниками, из которых они получают нужную информацию.

У подростков с легкой формой аутизма очень мало или совсем нет друзей, с которыми можно было бы обсудить такие темы. К сожалению, единственным источником для них служат порнофильмы (для мальчиков) или «мыльные оперы» (для девочек). Увиденное может являться неким сценарием того, что делать и как поступать на свидании.

Помимо этого, непопулярные девочки, которых не принимали ни в какие компании, после тех изменений, которые произошли с ними в период полового созревания, весьма рады вниманию мальчиков. Однако они так до конца и не осознают того, что этот интерес носит лишь сексуальный характер.

Симптомы болезни у взрослых

Каковы признаки аутизма в старшем возрасте? Среди признаков легкой формы аутизма у взрослых выделяется нормальный, а в некоторых случаях высокий интеллектуальный уровень человека. Его определяют по показателю IQ. Однако параллельно с этим больной испытывает затруднения, решая неожиданные для него и срочные задачи. Кроме того, у него наблюдается недостаток адекватной реакции при внесении изменений в привычные жизненные ритуалы.

Какие еще существуют признаки легкой формы аутизма у взрослых? Несмотря на то, что речь этих людей абсолютно нормальна, все же имеют место некоторые сложности в коммуникации. Например, люди с диагнозом «аутизм» в легкой степени, прекрасно осведомлены о том, что слово «напиток» имеет несколько синонимов. Тем не менее сделать конкретный заказ в кафе такому больному очень сложно. Помимо этого, во время ведения разговора у пациентов отмечается монотонность речи или же они произносят слова с неестественным оттенком, тоном робота.

Читайте также:  Несколько дней держится температура 37 без симптомов простуды что делать

Легкую форму аутизма у взрослых можно распознать и по их поведению. Для них характерна зацикленность на определенной теме или весьма узкий круг интересов. Такие люди проявляют ригидность к изменениям рутинных действий, что создает для них сложности на работе или при проживании в общежитии.

Среди симптомов аутизма в легкой форме у взрослых выделяют и аномалии, проявляющиеся в социальном поведении. У таких больных порой вызывает затруднение долгий зрительный контакт. Они неспособны поддерживать оживленный диалог, распознавать мимику, жестикуляцию и позы собеседника. Также пациенты нередко не могут общаться с людьми различных возрастов в соответствии с социальными нормами. Люди с легкой формой аутизма редко соглашаются с другим человеком или принимают точку зрения, выработанную коллективом.

Проявление болезни у женщин

Дамы с аутизмом легкой степени выделяются среди остальных представительниц слабого пола тем, что:

Диагностика

Тому, кто обнаружил у себя или у своего ребенка признаки легкой формы аутизма, следует обратиться к врачу (педиатру, терапевту, психиатру или невропатологу) за консультацией.

Специалистом будет проведена диагностика, которая позволит выявить патологию. Основными ее формами являются опрос или наблюдение. Врач побеседует со своим пациентом, выявит особенности его движений и поведения. После этого будут проведены специальные тесты. Если после этого подозрения на наличие заболевания останутся, то врач может дать направление на:

Точное заключение доктор даст только после проведения назначенных им процедур.

Лечение

Для коррекции симптомов легкого аутизма используются рекомендации психолога. Им же могут быть проведены сеансы, в ходе которых пациент научится правильному поведению в социуме.

Помимо этого, устранить симптомы болезни поможет применение лекарственных препаратов. Но стоит иметь в виду, что эти средства лишь смягчат признаки болезни, сделав жизнь пациента несколько проще. Они подавят замкнутость, апатию, агрессию и простимулируют работу мозга. А это весьма важно при наличии данной патологии.

Врачи, как правило, назначают своим пациентам четыре группы препаратов. Среди них:

Пи легкой степени аутизма подавление симптомов порой возможно и при приеме обычных витаминно-минеральных комплексов. Активные вещества таких препаратов улучшают обменные процессы в организме, нормализуют деятельность мозга и защищают нервную систему больного от негативных воздействий извне.

Подавить симптомы болезни можно и при применении иных средств. Так, при легкой степени аутизма высокую эффективность можно получить при проведении:

В качестве дополнительных мер по нормализации состояния больного необходимо следить, чтобы он:

Как видим, нет ничего страшного в диагнозе «аутизм», если знать, что делать и к кому обратиться за помощью.

Источник

Как понять, что у ребенка аутизм?

Детский аутизм

Что это – болезнь или особенность развития? Как и кем ставится подобный диагноз? Как понять, что с ребенком что-то не так – и куда обратиться, чтобы получить бесплатную квалифицированную помощь?

Для начала, аутизм – это заболевание или что-то другое?

На сегодняшний день детский аутизм рассматривается в качестве «общего (всеобъемлющего, первазивного) расстройства развития». То есть, это не совсем заболевание, но это тяжелое нарушение психического развития. Ребенок с расстройством аутистического спектра (РАС) нуждается в особом внимании врачей, педагогов, психологов и, конечно, родителей.

Аутизм – так и звучит диагноз?

Существует несколько вариантов расстройств аутистического спектра. Согласно международной классификации болезней МКБ-10, выделяют четыре типа:

1) F84.0 – детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм, инфантильный психоз, синдром Каннера);
2) F84.1 – атипичный аутизм;
3) F84.2 – синдром Ретта;
4) F84.5 – синдром Аспергера, аутистическая психопатия.

В последнее время все аутистические расстройства стали объединять под общей аббревиатурой РАС – расстройство аутистического спектра.

1) невозможность устанавливать полноценный контакт с людьми с начала жизни, особенности сферы привязанности;
2) крайняя отгороженность от внешнего мира;
3) игнорирование внешних и внутренних раздражителей, до тех пор, пока они не станут болезненными;
4) недостаточность использования коммуникативной функции речи;
5) отсутствие или недостаточность зрительного контакта;
6) страх изменений в окружающей обстановке;
7) непосредственные и отставленные эхолалии (неконтролируемое автоматическое повторение слов и фраз за другими людьми);
8) стереотипное и импульсивное поведение и манипулятивные игры;
9) задержка развития.

Многие симптомы схожи с синдромом Каннера: коммуникативные нарушения и стереотипный круг интересов, слабая реакция на внешние раздражители. Добавляются следующие признаки:

1) Контрастные желания и представления;
2) Часто – способность к необычному, нестандартному пониманию себя и окружающих;
3) Сохраненное или даже хорошо развитое логическое мышление при неустойчивом внимании;
4) Задержка речевого и когнитивного развития, как правило, отсутствует;
5) Речь – своеобразная по мелодике, ритму и темпу;
6) Отрешенный, рассеянный взгляд, скудная мимика;

Проявляется в возрасте 8-30 месяцев без каких-либо внешних причин. Это самое тяжелое нарушение среди РАС.

1) Проявляется на фоне нормального моторного развития;
2) Постепенно утрачиваются уже приобретенные навыки, в том числе речевые;
3) Насильственные движения «моющего типа» в кистях рук;
4) Утрата способности удерживать в руках предметы, дистония, мышечные атрофии, кифоз, сколиоз, жевание заменяется сосанием, расстраивается дыхание.

Несмотря на прогрессирующее заболевание и тотальный распад всех сфер жизни, у ребенка обычно сохраняются эмоциональная адекватность и привязанности.

Расстройство, сходное с синдромом Каннера, но при этом хотя бы один из обязательных диагностических критериев отсутствует. Часто тот или иной признак нарушенного развития проявляется у ребенка в возрасте после 3-х лет.

Какой врач может поставить ребенку диагноз – аутизм?

Согласно Международной классификации болезней, аутистические расстройства входят в раздел «Психические расстройства и расстройства поведения», поэтому ведущая роль в диагностике и формировании лечебно-коррекционной программы принадлежит врачу-психиатру. Одновременно с этим на разных этапах в работе с ребенком могут участвовать неврологи, генетики, психологи, логопеды, дефектологи и другие специалисты.

А как быть, если картина недостаточно точна, чтобы поставить ребенку конкретный диагноз?

Если клиническая картина состояния ребенка недостаточно ясна, врач-психиатр ставит диагноз «Аутистическое поведение». Это означает: у нас мало информации, но поведение ребенка очень похоже по симптомам на аутизм. Этот диагноз требует дальнейшего уточнения.

Чем ребенок с аутизмом отличается от других?

В самом общем виде, аутизм характеризуют задержка развития и нежелание контактировать с другими людьми. Важно понимать, что это расстройство имеет множество проявлений: в развитии моторики, нарушении речи, внимания, восприятия. Ребенка с аутизмом можно распознать по таким частным признакам:

Ребенок не ищет контакта с другими людьми, не реагирует на них, словно не замечает;

Он часто совершает одни и те же повторяющиеся движения: потряхивает руками, подпрыгивает, совершает сложные ритуалы (повторяющиеся действия);

Круг его интересов ограничен, ему сложно увлечься чем-нибудь новым;

Поведение ребенка часто деструктивно: он агрессивен, может кричать, наносить себе повреждения и т.д.

Что может вызвать у ребенка аутизм?

К сожалению, четкого ответа на этот вопрос ученые пока не дали. Существует множество теорий, но ни одна из них не является исчерпывающей.

В каком возрасте ребенку могут поставить диагноз «расстройство аутичного спектра»?

Как правило, ребенок попадает в поле зрения специалистов не ранее 2-3-х лет. В этом возрасте нарушения становятся достаточно явными. Хотя первые признаки расстройства могут быть заметны еще раньше. Например, ребенок не тянулся к родителям, когда его собирались взять на руки, был пассивен, боялся громких звуков и не привыкал к ним, был всегда избирателен в еде, его невозможно было уговорить попробовать пищу определенного цвета, вкуса или запаха. Родители обычно говорили о своем ребенке – «он у нас странный», «не такой, как все».

Это можно вылечить?

Полностью – нет. К сожалению, аутизм – это нарушение развития, от которого нет таблеток, и ребенок его не «перерастет». Но, если вовремя поставить диагноз и начать грамотную корректирующую терапию, ребенку можно помочь освоить навыки самообслуживания и коммуникации, можно научить его замечать других людей, контролировать эмоции, справляться со страхами. До 80% детей с аутизмом получают инвалидность, однако, при определенных обстоятельствах ребенок может, когда вырастет, перейти к самостоятельной жизни.

Читайте также:  Симптомы иппп у женщин таблица на русском с примерами

Как оценить интеллект ребенка с аутизмом, если он не идет на контакт с незнакомыми людьми, отказывается выполнять инструкции? Как понять, что у него нет умственной отсталости?

Конечно, это сложно, особенно при отсутствии у ребенка сформированной речи. Для этого специалист опирается на данные, полученные при наблюдении за пациентом, на рассказы родителей о поведении и возможностях ребенка в разных ситуациях.

Результаты психометрической (тестовой) оценки интеллекта интерпретируются с учетом трудностей контакта и возможного искажения количественных показателей. Тестов оценки интеллекта у аутичных детей, дающих достоверные данные при однократной консультации, на сегодняшний день нет.

Достаточно надежная оценка возможна в условиях длительного наблюдения в течение нескольких недель или месяцев. В ряде случаев в процессе роста, развития ребенка и улучшения коммуникативных возможностей, мы можем составить более полное представления об уровне его интеллекта.

Помощь ребенку с аутистическим расстройством должна быть комплексной. Всем детям обязательно нужно проходить психолого-педагогическую коррекцию.

Кроме того, при аутистических расстройствах часто наблюдаются болезненные проявления, успешнее всего поддающиеся именно биологической, в т.ч. медикаментозной терапии. Она к тому же повышает продуктивность занятий с педагогами и психологами. В некоторых случаях лекарственное лечение становится просто необходимым.

Какое медикаментозное лечение могут назначить ребенку с РАС?

Для каждого ребенка и каждого случая лечение подбирается индивидуально. Как правило, медикаментозное лечение, назначенное ребенку с РАС, преследует следующие цели:

1. Купирование болевого синдрома. Далеко не все дети с аутизмом владеют речью – значит, не всегда мы узнаем их жалобы. Возможна ситуация, когда ребенок, например, в кровь кусает себе губы и не может сказать, что ему не нравится. Его поведение расценивают как аутоагрессию – а у него просто очень болят зубы. Или ребенок не может ни минуты усидеть на месте, а причиной тому – постоянная боль в животе. Если нам удается распознать, что ребенка мучает боль, мы назначаем обезболивающие.

2. Лечение сопутствующей соматической патологии. К примеру, около 60% детей имеют патологию ЖКТ, как правило, требующую медикаментозного лечения.

3. Коррекция поведенческих нарушений. Часто аутизм сопровождается аутоагрессией, импульсивным поведением ребенка. Хорошо подобранный нейролептический препарат может улучшить качество жизни ребенка. Обычно врачи следят за тем, чтобы препарат хорошо переносился. При правильно подобранной дозе и препарате – ребенок не будет страдать от сонливости, расторможенности или других побочных эффектов.

4. Помощь в вопросах развития. Иногда под воздействием ноотропных средств, взятых в очень деликатной дозировке, у ребенка с РАС происходит прорыв – например, речевой функции. Препарат способен помочь ребенку «усидеть» на коррекционном занятии – что тоже помогает ребенку достигать успеха при психолого-педагогической коррекции.

5. Корректировка нарушения сна. Дети с РАС часто не спят ночами: это крайне тяжело как для самого ребенка, так и для всей семьи. Мы не ставим перед собой задачу просто уложить ребенка спать, поэтому мы не прописываем снотворных препаратов. Для нас важнее настроить биоритмы ребенка, в этом помогают средства с седативным эффектом.

Как заметить, что у ребенка признаки аутизма?

Все, что вам нужно – это с первых дней жизни внимательно следить за тем, как ребенок развивается, как реагирует на вас, на близких людей и окружающий мир.

Сверяйтесь с нормами развития, установленными врачами. Конечно, у каждого ребенка свой темп развития, но в целом, если ваш ребенок на каждом этапе развития осваивает те или иные навыки, скорее всего, у него нет признаков РАС.

Памятка маме: развитие ребенка от 3 месяцев до 3 лет

Действия и умения ребенка, говорящие о его здоровом развитии

с интересом изучает лица окружающих и следит за движущимися предметами;

начинает узнавать предметы и людей;

улыбается при звуке вашего голоса;

начинает улыбаться при общении;

поворачивает голову на звуки.

начинает реагировать на эмоции окружающих людей;

может находить не тщательно спрятанные предметы;

изучает предметы при помощи рук, тянет их в рот;

тянется к предметам, находящимся на удаленном расстоянии;

выражает радость или недовольство голосом;

произносит наборы звуков.

начинает охотно подражать окружающим;

становится очевидным, что ребёнок вас понимает;

может находить спрятанные предметы;

реагирует на «нельзя»;

изображает простые жесты, например, может указать на предмет;

«разговаривает» сам с собой на разные лады;

может произносить отдельные слова: «мама», «папа», «ой»;

реагирует на свое имя, когда к нему обращаются.

подражает поведению окружающих;

радуется обществу других детей;

понимает многие слова;

находит тщательно спрятанные предметы;

указывает на называемые картинки и предметы;

начинает сортировать предметы по форме и цвету;

начинает играть в простые игры с воображением;

начинает узнавать имена знакомых ему людей, различает названия предметов;

может выполнять простые поручения;

может произносить предложения, состоящие из двух слов, например: «еще печенья», «мыть руки».

начинает открыто выражать нежное отношение к другим, имеет более обширный диапазон эмоций;

может заводить механическая игрушки, играть в игры с воображением;

сортирует предметы по форме и цвету;

сопоставляет предметы с картинками;

выполняет более сложные указания, состоящие из 2-3 слов;

пользуется простыми предложениями при общении;

правильно пользуется местоимениями («я», «ты», «меня»);

начинает использовать множественное число («машины», «собачки»).

Есть ли более или менее достоверные критерии, по которым можно сказать, что у ребенка расстройство аутистического спектра?

Существует два международных теста, переведенных на многие языки мира, в том числе и на русский. Их проходят родители, чтобы определить, насколько поведение их детей попадает под описание РАС.

Модифицированный скрининговый тест используется для выявления признаков РАС у детей от 16 до 30 месяцев. Он помогает найти у вашего ребенка особенности, которые требуют более внимательной диагностики сложностей развития.

Тест используется более чем в 25 странах мира. Он очень короткий: заполнение занимает не более 3-х минут. В качестве результата вы получаете приблизительную оценку риска и, возможно, рекомендации по дальнейшему наблюдению у врача.

Тест для детей старше 30 месяцев, используется не только выявления проблем, но и отслеживания динамики. Он содержит 77 вопросов, которые разделены по темам: развитие речи, социализация, сенсорные навыки/познавательные способности и здоровье/физическое развитие/поведение.

Обратите внимание! Пройдя субъективный тест, вы получаете примерную оценку ситуации, но не диагноз. Если по результатам теста родители заподозрили у ребенка аутистическое расстройство, необходимо обратиться к врачу-психиатру.

Куда обращаться, если вы подозреваете у ребенка расстройство аутистического спектра?

Проконсультироваться с детским психиатром Вы можете в консультативно-поликлиническом отделении Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗМ (далее Центр) по адресу: 119334, г. Москва, 5-й Донской проезд, дом 21А. Телефон 8(495)954-37-54.

Консультация в Центре не ведет к постановке ребенка на учет, но поможет выстроить для него индивидуализированный план лечебно-реабилитационных мероприятий и коррекционных занятий.

Важно! Центр сотрудничает с р егиональной общественной организацией помощи детям с расстройствами аутистического спектра «Контакт». Раз в месяц представители организации проводят в стенах Центра консультации по вопросам образовательного маршрута для детей с РАС. Обратившись в Центр, вы сможете узнать, как правильно оформить документы для медико-педагогической комиссии, как взаимодействовать с образовательной организацией, на что обратить внимание при выборе школы для ребенка и оформлении инвалидности.

Источник

Поделиться с друзьями
admin
Оцените автора
( Пока оценок нет )
Автозапчасти: советы по подбору запасных частей
Добавить комментарий