Меню

Диагностика волевых качеств подростка

Диагностика волевых качеств ребенка

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Диагностика волевых качеств ребенка

(И. Ю. Исаева «Досуговая педагогика: учебное пособие»).

Детям предлагаются вопросы, на которые они должны ответить «да», если согласны с вопросом, «нет» – при несогласии, «не знаю» – при сомнении, неуверенности. Если ребенку непонятно какое – либо выражение, перефразировать вопрос в доступной форме.

1. В состоянии ли ты завершить начатую работу, которая неинтересна, независимо от того, позволяют ли время и обстоятельства оторваться и потом вновь вернуться к ней?

2. Преодолеешь ли ты без особых усилий внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то не очень для тебя приятное (например, рано встать в выходной день)?

3. Попадая в конфликтную ситуацию (в учебе или в быту), в состоянии ли ты взять на себя ответственность настолько, чтобы взглянуть на ситуацию со стороны с максимальной объективностью?

4. Если тебе прописана диета, сможешь ли ты преодолевать кулинарные соблазны?

5. Найдешь ли ты силы встать утром раньше обычного, как было запланировано вече-

6. Останешься ли ты на месте происшествия, чтобы дать свидетельские показания?

7. Быстро ли ты отвечаешь на письма?

8. Если у тебя вызывает страх предстоящий визит к стоматологу, сумеешь ли ты без особого труда преодолеть его и не изменить своего намерения?

9. Будешь ли ты принимать очень неприятное лекарство, которое настойчиво рекомендует врач?

10. Сдержишь ли ты данное сгоряча обещание, даже если его выполнение принесет немало хлопот? Иными словами – являешься ли ты человеком слова?

11. Без колебаний ли ты отправляешься в путешествие в незнакомый город?

12. Строго ли ты придерживаешься распорядка дня: время пробуждения, приема пищи, занятий и прочих дел?

13. Относишься ли ты неодобрительно к библиотечным задолжникам?

14. Отвлечет ли тебя очень интересная телепередача от выполнения срочной работы?

15. Сможешь ли ты прервать ссору и замолчать, какими бы обидными ни казались слова собеседника?

Ответ «да» — 2 балла, «не знаю» — 1 балл, «нет» — 1 балл.

С силой воли дела обстоят неважно. Ребенок делает то, что легче и интереснее, даже если это может повредить ему. К обязанностям нередко относится спустя рукава, что бывает причиной неприятностей. Его позиция выражается примерно так: «Что, мне больше всех нужно?». Любую просьбу, обязанность он воспринимает, чуть ли не как физическое насилие. Дело тут не только в слабой воле, но и в эгоизме.

Сила воли у ребенка средняя. Если он столкнется с препятствием, то начнет действовать, чтобы преодолеть его. Но если увидит обходной путь, тут же воспользуется им. Не переусердствует, но данное слово сдержит. Неприятную работу постарается выполнить, хотя и с неохотой. По доброй воле лишние обязанности на себя не возьмет.

С силой воли все в порядке. На ребенка можно положиться, он не подведет. Его не страшат ни новые поручения, ни дальние поездки, ни те дела, которые иных пугают. Но иногда его твердая и непримиримая позиция по принципиальным вопросам досаждает окружающим.

Диагностика поведенческого стиля в конфликтной ситуации

(И. Ю. Исаева «Досуговая педагогика: учебное пособие»).

Воспитанникам предлагается ответить на предложенные вопросы, оценив, насколько свойственно им то или иное поведение в конфликтной ситуации.

Способ поведения в конфликте.

1. Угрожаю и дерусь:

— от случая к случаю;

2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей:

— от случая к случаю;

— от случая к случаю;

4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно:

— от случая к случаю;

5. Избегаю противника:

— от случая к случаю;

6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей:

— от случая к случаю;

7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет:

— от случая к случаю;

8. Иду на компромисс:

— от случая к случаю;

— от случая к случаю;

— от случая к случаю;

11. Повторяю одно и то же, пока не добьюсь своего:

— от случая к случаю;

12. Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось:

— от случая к случаю;

13. Немножко уступаю и подталкиваю тем самым к уступкам другую сторону:

— от случая к случаю;

— от случая к случаю;

15. Пытаюсь обратить все в шутку:

— от случая к случаю;

Ключ: А (1, 6, 11); Б (2, 7, 12); В (3, 8, 13); Г (4, 9, 14); Д (5, 10, 15).

А – жесткий стиль решения конфликтов. Такие люди стоят до последнего на своем, защищая свою позицию, и во что бы то ни стало, стараются выиграть, уверены, что всегда правы.

Б – примиренческий стиль, ориентирован на «сглаживание углов» с учетом того, что всегда можно договориться, на поиск альтернативы и решения, которое способно удовлетворить обе стороны.

В – компромиссный стиль. С самого начала разногласия прослеживается установка на компромисс.

Г – мягкий стиль, проявляется в готовности встать на точку зрения противника и отказаться от своей позиции.

Д – уходящий стиль, этот стиль ориентирован на уход от конфликта. Люди данного типа стараются не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

Источник

Анализ и интерпретация результатов исследования связи волевых качеств и профессионального выбора у подростков

В соответствии с темой данной курсовой работы было проведено исследование по уровню развития волевых качеств учеников старших классов.

На первом этапе была проведена диагностика волевых качеств личности. Результаты представлены в таблице 1.

Из таблицы 1 видно, что в данной выборке испытуемых, показатели волевых качеств преобладают в среднем значении, то есть у большинства подростков среднее развиты волевые качества.

У 81,8 % (36 человек) преобладает средний уровень ответственности, который характеризуется склонностью личности умеренно придерживаться в своем поведении общепринятых социальных норм, исполнять свои обязанности и ее готовность дать отчет за свои действия перед обществом и самим собой.

У 4,5 % (2 человек) представлен высокий уровень ответственности, который свидетельствует о гипертрофированной склонности личности придерживаться социальных норм, о четком исполнении своих обязанностей и повышенной концентрации об отчете за свои действия как перед собой, так и перед обществом.

Таблица 1 – Результаты диагностики волевых качеств у подростков по методике: «Опросник диагностики волевых качеств личности» М.В. Чумакова.

Шкалы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
% чел. % чел. % чел.
Ответственность 4,5 81,8 13,6
Инициативность 4,5 86,3
Решительность 13,6 70,5
Самостоятельность 13,6
Выдержка 95,5 4,5
Настойчивость 13,6
Энергичность
Внимательность 6,8
Целеустремленность 63,6 20,5

Примечание – В таблице 1 полужирным начертанием выделены преобладающие проценты

У 13,6 %(6 человек) низкий уровень ответственности говорит о невысокой склонности личности придерживаться социальных норм и в дальнейшем не отдавать полного отчета за свои действия..

Инициативность находится на среднем уровне у 86,3% (38 человека) испытуемых, она заключается в способности предпринимать попытки к реализации возникших у человека идей. Для многих людей преодоление собственной инертности являет­ся наиболее трудным моментом волевого акта.

4,5% (2 человек) исследуемых, показывают высокое значение инициативности, что свидетельствует о повышенной способности реализовывать свои идеи.

Мало инициативны 9% (4 человека) исследуемых – отсутствие желания или готовности пробовать реализовывать возникшие идеи. Возникают затруднения в преодоление собственной инертности.

Средний уровень решительности проявляется у большинства выборки 70,5 % (31 человек) из исследуемой выборки. Это может заключается в среднем уровне излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, в достаточно своевременном и достаточно быстром принятии решений. Прежде всего решитель­ность проявляется в выборе доминирующего мотива, а также в выборе адекват­ных средств достижения поставленной цели.

16% (7 человек) испытуемых показали низкий уровень решительности. Это может проявляться в колебаниях и сомнениях при принятии решений. В затруднении выборе средств, для выполнения поставленной задачи. Долгий переход от выбора действия к самому действию.

У 13,6% (6 человек) решительность находится на высоком уровне, что проявляется при осуществлении принятого решения. Для решительных людей характерен быст­рый и энергичный переход от выбора действий и средств, к самому выполнению действия.

Читайте также:  Диагностика катерпиллер с выездом в москве

Самостоятельность у 77% (34 человек) находится на среднем уровне. Это проявляется в способности осознанно принимать решения и в умении не поддаваться влиянию различных факторов, препятствую­щих достижению поставленной цели.

Высокий уровень самостоятельности у 9% (4 человека). Самостоятельный человек способен, крити­чески оценивая советы и предложения других людей, действовать на основе своих взглядов и убеждений и при этом вносить в свои действия коррективы, сформиро­ванные на основе полученных советов.

13,6% (6 человека) имеют низкий уровень самостоятельности, что может выражаться в отсутствии способности принимать решения, такие люди могут поддаваться влиянию различных факторов, которые препятствуют выполнению поставленной задачи.

У 95,5% (42 человек) среднее значение выдержки, что может проявляться в умеренной способности и умении сознательно затор­маживать импульсы, мешающие осуществлению цели.

Низкое значение выдержки, то есть могут поддаться эмоциям и идти на их поводу, теряя контроль над ситуацией. В моей выборке таких подростков 4,5%(2 человека).

Высокое значение выдержки проявляется в сдерживании и подавлении ненужных в данный момент чувств, мыслей и привычек, в способности в любой ситуации вла­деть собой, контролировать свое поведение. В моей выборке таких подростков нет.

Среднюю настойчивость проявили 68% (30 человек) исследуемых. Это деятельные, работоспособные люди, стремящиеся к выполнению намеченного. Их мобилизируют преграды на пути к цели, не отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело.

Низкую настойчивость показали 13,6% (6 человек). Низкие значения по шкале настойчивость свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности, которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения. Сниженный фон активности и работоспособности, как правило, компенсируется у таких лиц повышенной чувствительностью, гибкостью, изобретательностью, а также тенденцией к свободной трактовке социальных норм.

18% (8 человека) показали высокий уровень настойчивости. Высокий уровень настойчивости характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций.

66% (29 человек) имеют среднее значение энергичности, что показывает умеренную способность волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня.

Низкое значение энергичности соответствует низкому проявлению способности поднимать активность до необходимого уровня для решения поставленной задачи.25%(11 человек).

Высокое значение имеют 9% (4 человека), характеризуется способностью волевым усилием быстро поднимать активность до необходимого уровня, вплоть до самого высоко­го.

Среднее значение внимательности у 77% (34 человек) это может, выражается в достаточно организованном и целенаправленном отборе поступающей информации в соответствии с актуальными потребностями.

У 6,8% (3 человек) внимательность находится на высоком уровне. Высокий уровень внимательности выражается в направленности и сосредоточенности сознания, которое предполагает повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности испытуемого. Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями. Обеспечение избирательной и длительной сосредоточенности психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

Низкое значение внимательности 16% (7 человек) соответствует отсутствию избирательной и длительной сосредоточенности на одном и том же объекте или виде деятельности.

16% (7 человек) испытуемых показали высокую целеустремленность . Высокий показатель по данному компоненту указывает на очень сознательную и активную направленность лично­сти на достижение определенного результата деятельности.

63,6% (28 человек) показали среднее значение целеустремленности, что может свидетельствовать о средней направленности личности

20,5% (9 человека) имеют низкое значение целеустремленности – низкая направленность на достижение определенного результата деятельности.

У большинства подростков моей выборки средний уровнь развития волевых качеств. Средний уровень развития ответственности у 81,8%(36 человек) подростков, инициативности у 86,3%(38 человек), выдержки соответственно у 95,5%(42 человека). Высокий уровень настойчивости у 18%(8 чел.) подростков. Низкий уровень целеустремленности у 20,5% (9 чел.) подростков.

Результаты исследования по методике А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана, представлены в Таблице 2.

Таблица 2 – Результаты диагностики волевых качеств у подростков по тест-опроснику «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана.

Шкалы Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень
% чел. % чел. % чел.
Саморегуляция 43,2 6,8
Настойчивость 11,4 63,6
Самообладание 52,3 47,7

Примечание: Полужирным начертанием выделены преобладающие проценты

По таблице также видно, что половина испытуемых 50% обладают высоким уровнем развития саморегуляции. Высокий уровень по этой шкале характерен для лиц эмоционально зрелых, активных, независимых, самостоятельных. Их отличает спокойствие, уверенность в себе, устойчивость намерений, реалистичность взглядов, развитое чувство собственного долга. Как правило, они хорошо рефлексируют личные мотивы, планомерно реализуют возникшие намерения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью. У 43,2% средний уровень по шкале саморегуляция, что свидетельствует о достаточном спокойствии, уверенность в себе. Они постепенно решают возникшие затруднения, умеют распределять усилия и способны контролировать свои поступки, обладают выраженной социально-позитивной направленностью.

И у 6,8%-низкий уровень, который наблюдается у людей чувствительных, эмоционально неустойчивых, ранимых, неуверенных в себе.

Субшкала «самообладание» отражает уровень произвольного контроля эмоциональных реакций и состояний. Высокий балл по субшкале набирают люди эмоционально устойчивые, хорошо владеющие собой в различных ситуациях. Таких подростков в моей выборке неоказалось.

Средний уровень самообладания имеют 52,3% подростков. У них достаточно выраженно внутреннее спокойствие и уверенность в себе, они готовы к восприятию новой информации.

У 47,7% подростков низкий уровень самообладания. Для них свойственна спонтанность и импульсивность в сочетании с обидчивостью и предпочтением традиционных взглядов.

11,4% подростков обладают высоким уровнем по шкале настойчивости. Высокий уровень характеризует силу намерений человека – его стремление к завершению начатого дела. Таким людям свойственно уважение социальным нормам, стремление полностью подчинить им свое поведение. В крайнем выражении возможна утрата гибкости поведения, появление маниакальных тенденций.

63,6% испытуемых обладают средним уровнем настойчивости. Такие люди достаточно деятельны и работоспособны, они стремятся к выполнению намеченного, их мобилизируют преграды на пути к цели, но отвлекают альтернативы и соблазны, главная их ценность – начатое дело.

25% подростков имеют низкий уровень, что свидетельствуют о повышенной лабильности, неуверенности, импульсивности. которые могут приводить к непоследовательности и даже разбросанности поведения.

По результатам исследования волевых качеств по методике А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана мы видим, что половина испытуемых 50%(20 человек) обладают высоким уровнем развития саморегуляции , 63,6% (28 человек) испытуемых обладают средним уровнем настойчивости, у 47,7% (19 чкловек) подростков низкий уровень самообладания. Подростки моей выборки большей частью спокойные, уверенные в себе, достаточно деятельные и работоспособные, они стремятся к выполнению намеченного дела, также для них свойственна спонтанность и импульсивность.

На втором этапе была проведена диагностика профессионального самоопределения по «Дифференциально-диагностическому опроснику» (ДДО) Е.А. Климова.

Рисунок 1 по «Дифференциально-диагностическому опроснику» (ДДО) Е.А. Климова

По диаграмме рисунка 1 можно проследить, что половина подростков показали средний уровень предпочтений по выбору таких профессиональных сфер как «природа», которую в среднем предпочли 50%(20 человек), «другие люди» в среднем предпочли 52,5%(21 человек), а сферу «знак» соответственно-47,5%(19 человек).

Высокий показатель по результатам предпочтений подростков 45%(18 человек) заняла сфера «художественный образ». Много подростков 45%(18 человек) показали низкий уровень предпочтений по склонности к сфере «техника».

На рисунке 2 мы видим результаты по второй методике «Опроснику профессиональной готовности» автор Кабардова Л.Н,для выявлениия уровня профессиональной готовности.

Рисунок 2 по методике «Опроснику профессиональной готовности» автор Кабардова Л.Н

По диаграмме видно, что большинство подростков в среднем профессионально склонны к таким профессиональным сферам как «знак»-57,%(23 человека), «человек»-60%(24 человека) и «бизнес»-62,%(25 человек). Высокий уровень профессиональной готовности показала сфера «человек», к которой склонны 30% (12 человек). Низкий уровень профессиональной готовности у таких сфер как «техника»,к которой склонны 42,5%(17 человек) и «природа»- 45%(18 подростков) .

Статистическая достоверность связи волевых качеств у подростков и профессионального выбора была определена с помощью критерия Спирмена и программы STATISTICA 6.0. Результаты корреляционного анализа представлены в приложении. В таблице 5 представлены только статистически значимые связи.

Таблица 5 — Статистически значимые связи волевых качеств и профессионального выбора подростков

Название шкал Критерий Спирмена p-уровень
значимости
Ответственность & Знак (Кабардова) 0,471943 0,002109
Ответственность & техника 0,429121 0,005727
Ответст венность & бизнес 0,317664 0,045777
Инициативность & Знак (Кабардова) 0,343717 0,029888
Решительность & худ. Образ -0,48248 0,001616
Решительность & образ -0,35547 0,024386
Самостоятельность & сам человек -0,35013 0,026773
Самостоятельность & человек -0,44713 0,00382
Выдержка & Знак (Кабардова) 0,352014 0,025909
Выдержка & техника 0,384024 0,01443
Выдержка & природа -0,32105 0,043393
Настойчивость & сам человек 0,352524 0,025679
Настойчивость & природа -0,35054 0,026583
Энергичность & знак -0,33848 0,03265
Энергичность & сам человек 0,337662 0,0331
Энергичность & природа -0,36504 0,020556
Общая шкала & Знак (Кабардова) 0,321722 0,042929
Общая шкала & природа -0,32952 0,037862
Настойчивость (Зверьков) & Знак (Кабардова) 0,335584 0,034265
Настойчивость (Зверьков) & природа -0,36688 0,019879
Самообладание & техника 0,325712 0,040271
Читайте также:  Диагностика камней почек и мочеточников

Примечание – в таблице 5 полужирным начертанием выделены статистически значимые связи

Из таблицы 5 видно, что существуют статистические значимые связи между волевыми качествами личности и профессиональным выбором у подростков.

Положительная связь существует между переменными: ответственность, выдержка, инициативность (методика «Опросник диагностики волевых качеств личности» М.В. Чумакова), саморегуляция, настойчивость (тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана) и профессиональной сферой знак (по методике Кабардовой). То есть подростки обладающие этими волевыми качествами чаще выбирали профессиональную сферу знак. Положительная связь присутствует между такими волевыми качествами как ответственность, выдержка (по Чумакову), самообладание (по Зверькову) и профессиональной сферой «техника». Положительной оказалась связь между такими переменными как ответственность и бизнес и переменными настойчивость, энергичность и сферой «сам человек».

Отрицательной оказалась связь между такими волевыми качествами как выдержка, настойчивость, энергичность (по Чумакову), саморегуляция, настойчивость (по Зверькову) и профессиональной сферой «природа» т.е. подростки выбирающие эту сферу обладают низким уровнем настойчивости, энергичности, выдержки, саморегуляции. Также отрицательной оказалась связь между профессиональными сферами «художественный образ», «образ» и таким волевым качеством как решительность. Такими сферами как «сам человек», «человек» и волевым качеством самостоятельность. Т.е. подростки, которые выбирали сферы «сам человек» и «человек» обладают низким уровнем самостоятельности. В моей выборке отрицательной оказалась связь между волевым качеством «энергичность» и профессиональной сферой «знак».

По результатам диагностики волевых качеств у подростков по методике: «Опросник диагностики волевых качеств личности» М.В. Чумакова, у большинства подростков моей выборки средний уровнь развития волевых качеств. Средний уровень развития ответственности у 81,8%(36 человек) подростков, инициативности у 86,3%(38 человек), выдержки соответственно у 95,5%(42 человека). Высокий уровень настойчивости у 18%(8 чел.) подростков. Низкий уровень целеустремленности у 20,5% (9 чел.) подростков. По результатам исследования волевых качеств по методике А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана мы видим, что половина испытуемых 50%(20 человек) обладают высоким уровнем развития саморегуляции , 63,6% (28 человек) испытуемых обладают средним уровнем настойчивости, у 47,7% (19 чкловек) подростков низкий уровень самообладания. Подростки моей выборки большей частью спокойные, уверенные в себе, достаточно деятельные и работоспособные, они стремятся к выполнению намеченного дела, также для них свойственна спонтанность и импульсивность.

По результатам диагностики профессионального самоопределения по «Дифференциально-диагностическому опроснику» (ДДО) Е.А. Климова, можно проследить, что половина подростков показали средний уровень предпочтений по выбору таких профессиональных сфер как «природа», которую в среднем предпочли 50%(20 человек), «другие люди» в среднем предпочли 52,5%(21 человек), а сферу «знак» соответственно-47,5%(19 человек). Высокий показатель по результатам предпочтений подростков 45%(18 человек) заняла сфера «художественный образ». Много подростков 45%(18 человек) показали низкий уровень предпочтений по склонности к сфере «техника». По результатам второй методике «Опроснику профессиональной готовности» автор Кабардова Л.Н,для выявлениия уровня профессиональной готовности, видно, что большинство подростков в среднем профессионально склонны к таким профессиональным сферам как «знак»-57,%(23 человека), «человек»-60%(24 человека) и «бизнес»-62,%(25 человек). Высокий уровень профессиональной готовности показала сфера «человек», к которой склонны 30% (12 человек). Низкий уровень профессиональной готовности у таких сфер как «техника»,к которой склонны 42,5%(17 человек) и «природа»- 45%(18 подростков) .

По результатам математической статистики существуют статистические значимые связи между волевыми качествами личности и профессиональным выбором у подростков.Положительная связь существует между переменными: ответственность, выдержка, инициативность (методика «Опросник диагностики волевых качеств личности» М.В. Чумакова), саморегуляция, настойчивость (тест-опросник «Исследование волевой саморегуляции» А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана) и профессиональной сферой знак (по методике Кабардовой). То есть подростки обладающие этими волевыми качествами чаще выбирали профессиональную сферу знак. Положительная связь присутствует между такими волевыми качествами как ответственность, выдержка (по Чумакову), самообладание (по Зверькову) и профессиональной сферой «техника». Положительной оказалась связь между такими переменными как ответственность и бизнес и переменными настойчивость, энергичность и сферой «сам человек».

Отрицательной оказалась связь между такими волевыми качествами как выдержка, настойчивость, энергичность (по Чумакову), саморегуляция, настойчивость (по Зверькову) и профессиональной сферой «природа» т.е. подростки выбирающие эту сферу обладают низким уровнем настойчивости, энергичности, выдержки, саморегуляции. Также отрицательной оказалась связь между профессиональными сферами «художественный образ», «образ» и таким волевым качеством как решительность. Такими сферами как «сам человек», «человек» и волевым качеством самостоятельность. Т.е. подростки, которые выбирали сферы «сам человек» и «человек» обладают низким уровнем самостоятельности. В моей выборке отрицательной оказалась связь между волевым качеством «энергичность» и профессиональной сферой «знак».

Гипотеза, что существуют статистические значимые связи между волевыми качествами личности и профессиональным выбором у подростков подтверждена.

Рекомендации для учеников и родителей старших классов выбирающих профессию

Выбор профессии сложный ответственный шаг в Вашей жизни. Удачно выбранная профессия — это удовлетворенность, возможность самосовершенствования, повышать свою квалификацию. Все это полезно обществу.

Выбрать профессию надо обдуманно, с учетом внутренних побуждений, возможностей, личных и общественных интересов. Успех может быть тогда, когда Вы станете заинтересованным хозяином выбора.

Чтобы сделать обоснованный выбор профессии нужно:

— изучить себя и ответить на вопросы:

Какие у меня физические возможности, состояние здоровья?

Что я хочу (интересы, склонности, предпочтение)?

Что я могу (способности, скорость, точность, темы протекания процессов, уравновешенность, открытость, самовыражение и т.д.)?

Какой я (характер, особенности поведения)?

Изучив классификацию профессий, сузив поле поиска, выясните, что привлекает Вас в предстоящей трудовой деятельности и избранной профессии. Ознакомьтесь как можно с большим кругом профессий в избранном Вами направлении, выберите группу родственных профессий для углубленного изучения.

Выясните, что Вас прельщает в выбранной профессии (содержание, предмет труда, требуемые качества личности и т.д.). Сопоставьте свои возможности с требованиями по избранной Вами профессии. Узнайте потребности Вашего села, района, области по избранной специальности.

Побеседуйте с представителями избранной профессии, выясните, в чем заключается их работа. Необходимо побывать на рабочем месте, познакомиться с условиями труда, выясните, какие качества личности необходимы.

Попробуйте свои силы в различных кружках по интересам. ПТУ, техникумы, колледжи, институты, университеты в определенные дни проводят «Открытые двери», во время которых можно получить представление о выбранной профессии.

— учитывать не престижность профессии, а востребованность;

— учитывать наличие способностей к тому или иному виду деятельности;

— помните, что по выбранной специальности, возможно, придется работать всю жизнь и необходимо учитывать наличие интереса к выбираемой профессии;

— познакомьтесь с перечнем обязанностей по выбранной профессии, проанализируйте перечень трудовых обязанностей и попытаться дать ответ на вопрос: «А смогу ли я все это делать?»;

— выясните ограничения по состоянию здоровья;

— выяснить требования предъявляемые профессией к личности работника.

— основываясь на рекомендациях взрослых по профессиональной ориентации, делайте самостоятельный выбор, принимая ответственность за принятое решение.

— не старайтесь выбирать за детей жизненный путь, так как выбор, сделанный другими, приведет в скором будущем к неудачам, неудовлетворенности, разочарованиям;

— разговаривайте с сыном или дочерью на темы, связанные с выбором профессии, стараясь рассказывать как можно больше о том, что представляет собой выбираемый им жизненный путь;

— помните, что каждое поколение, и каждый ребенок имеет право на собственную индивидуальность. И в соответствии с этим имеет право на собственный выбор, даже если это не по душе родителям. Он имеет право на собственный поиск, в котором ему можно помочь, но на котором нельзя настаивать

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучение особенностей профессионального выбора у подростков очень актуально. Выявляя связь волевых качеств личности с профессиональным выбором можно проследить, какую сферу профессиональной деятельности чаще выбирают подростки с теми или иными развитыми волевыми качествами. Именно эта и была проделано в данной курсовой работе.

Проанализировав научные источники, выяснилось, что готовность к осознанному и ответственному выбору профессии определяют: когнитивная готовность, включающая в себя умение воспринимать и анализировать информацию, постулировать альтернативы выбора, определяющая альтернативы возможных действий в ситуации выбора; ценностно-мотивационная готовность, определяющая смысл выбора, мотивы и ценности, лежащие в его основе; волевая готовность к реализации принятого решения, в основе которой лежит развитие эмоционально-волевой саморегуляции, умения преодолевать внешние и внутренние препятствия.

Читайте также:  Диагностика при желчнокаменной болезни

С одной стороны, выбор определенного рода деятельности осуществляется на основе уже сложившихся волевых качеств и предпосылок к их развитию. В выборе профессии немаловажную роль играют уже сформированные волевые качества. С другой стороны, специфика профориентационной работы по профотбору, профессиональному самоопределению учащихся, ставя целью не только предоставление информации о мире профессий, но и личностное развитие учащихся, формирование у них способности соотносить свои индивидуальные возможности с требованиями профессий. Эта работа нацелена на актуализацию профориентационной деятельности учащихся расширении границ самопознания, подготовке подростков к сознательному выбору профессии; вооружение учащихся определенными знаниями о различных профессиях, формирование умений и навыков, раскрытие творческих способностей, воспитание эстетического сознания, нравственности, волевых качеств личности – умения добиваться поставленной цели, стремление обрести экономическую самостоятельность.

В данной курсовой работе были выявлена и проанализирована связь профессионального выбора с волевыми качествами личности. По результатам диагностики волевых качеств у подростков по методике: «Опросник диагностики волевых качеств личности» М.В. Чумакова, у большинства подростков моей выборки средний уровнь развития таких волевых качеств как ответственность, инициативность, выдержка. Подростки в моей выборке показали высокий уровень настойчивости и низкий уровень целеустремленности. По результатам исследования волевых качеств по методике А.В. Зверькова и Е.В. Эйдмана мы видим, что половина испытуемых обладают высоким уровнем развития саморегуляции , больше половины испытуемых обладают средним уровнем настойчивости, почти у половины подростков низкий уровень самообладания. Подростки моей выборки большей частью спокойные, уверенные в себе, достаточно деятельные и работоспособные, они стремятся к выполнению намеченного дела, также для них свойственна спонтанность и импульсивность.

По результатам диагностики профессионального самоопределения по «Дифференциально-диагностическому опроснику» (ДДО) Е.А. Климова, можно проследить, что половина подростков показали средний уровень предпочтений по выбору таких профессиональных сфер как «природа», «другие люди» и сферы «знак» Высокий показатель по результатам предпочтений подростков заняла сфера «художественный образ». Много подростков показали низкий уровень предпочтений по склонности к сфере «техника». По результатам второй методике «Опроснику профессиональной готовности» автор Кабардова Л.Н,для выявлениия уровня профессиональной готовности, видно, что большинство подростков в среднем профессионально склонны к таким профессиональным сферам как «знак», «человек» и «бизнес». Высокий уровень профессиональной склонности показала сфера «человек». Низкий уровень профессиональной склонности у таких сфер как «техника» и «природа» .

Положительная связь существует между переменными: ответственность, выдержка, инициативность, саморегуляция, настойчивость и профессиональной сферой знак. То есть, подростки, обладающие, этими волевыми качествами чаще выбирали профессиональную сферу знак. Положительная связь присутствует между такими волевыми качествами как ответственность, выдержка самообладание и профессиональной сферой «техника». Положительной оказалась связь между такими переменными как ответственность и бизнес и переменными настойчивость, энергичность и сферой «сам человек».

Отрицательной оказалась связь между такими волевыми качествами как выдержка, настойчивость, энергичность, саморегуляция, настойчивость и профессиональной сферой «природа». То есть подростки, выбирающие эту сферу, обладают низким уровнем настойчивости, энергичности, выдержки, саморегуляции. Также отрицательной оказалась связь между профессиональными сферами «художественный образ», «образ» и таким волевым качеством как решительность. Такими сферами как «сам человек», «человек» и волевым качеством самостоятельность. Т.е. подростки, которые выбирали сферы «сам человек» и «человек» обладают низким уровнем самостоятельности. В моей выборке отрицательной оказалась связь между волевым качеством «энергичность» и профессиональной сферой «знак».

Гипотеза, что существуют статистические значимые связи между волевыми качествами личности и профессиональным выбором у подростков подтверждена.

Литература

1. Байтингер, О. Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: / О. Е. Байтингер.- СПб. : 2006.-117с.

2. Дубровина И.В. Рабочая книга школьного психолога / И.В. Дубовина.- М.: Просвещение, 1991.— 303 с

3. Иванова Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности./ Е.М.Иванова. — М.: МГУ 1987.-208 с.

4. Климов Е.А. Как выбирать профессию./ Е.А.Климов.- М.: Просвещение, 1990. – 159 с.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Учеб. пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. заведений. / Е.А. Климов.- М., Академия, 2004.- 304с.

6. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии: Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Д.А.Леонтьева, Е.Е. Соколовой. – М.: Смысл, 2000. – 511с.

7. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В.: Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии, 2001. № 1

8. Методика воспитательной работы/ Под ред. В.А.Сластенина — М., 2004-144 с.

9. Мухина В. С. Возрастная психология: Учебник для вузов./В.С.Мухина. – М., Академия, 1997 – 432 с.

10. Немов Р.С. Основы психологического консультирования : учеб. для студ. педвузов./Р.С.Немов. — М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 394 с.

11. Общая педагогика/ Под ред. Сластёнина.; ч.1. М., 2003 – 264с.

12. Пряжников Н. С., Методы активизации личного и профессионального самоопределения./ Н.С.Пряжников. М.: Московский психолого-социальный институт, 2002.- 400с.

13. Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. «Психология». / Н.С.Пряжников, Е.Ю.Пряжникова — М.: Акад., 2003. — 476 с

14. Психология личности; в 2-х томах; Самара, 2002 – 295с.

15. Психолого-педагогическое сопровождение педпрофильного обучения. /Н. В.Афанасьева, Н. В.Малухина, Т. В.Загоскина.- Вологда, 2005-141с.

16. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. /Д.Я. Райгородский. — Самара: БАХРАХ-М, 2001. — 672 с

17. Селиванов, В.И. Воля и ее воспитание/ В.И.Селиванов. – Рязань.:1992. – 372 с..

18. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Серия «Учебники и учебные пособия». -2-е изд., перераб, и доп./Д.Л.Столяренко. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 544 с.

19. Шавир П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности./П.А.Шавир. — М.: Педагогика, 1981. — 96 с.

20. Щедровицкий Г. П. Лекции по педагогике / Из архива Г.П. Щедровицкого. Т. 11. — М., 2007. — 400 с.

Электронные ресурсы

21. Чистякова, С. Н.Проблемы и перспективы развития отечественной профориентации на современном этапе/ С.Н.Чистякова , Н.С. Пряжников , Н.Ф. Родичев //[ Электронный ресурс] www.academia-proforint.ru .

What is Self-Determination?

Self-determination “encompasses concepts such as free will, civil and human rights, freedom of choice, independence, personal agency, self-direction, and individual responsibility” (University of Illinois at Chicago National Research & Training Center, 2002). Self-determination theory (Deci & Ryan, 1985, 2000; Ryan & Deci, 2000) is based on the assumption that people have inborn tendencies to grow and develop psychologically, to strive to master challenges in the environment, and to integrate experience into self-concept. This theory holds that these human tendencies are fully expressed only within a supportive social context. That is, self-determination is not achieved simply because an individual has certain requisite knowledge and skills; it is also important that key people and institutions in the person’s life provide a context conducive to self-determination. Abery and Stancliffe (1996) have noted that even when youth have excellent self-determination skills, they can be thwarted in their efforts to become self-determined by people and institutions that present barriers or fail to provide needed supports.

Self-determination “refers to the attitudes and abilities required to act as the primary causal agent in one’s life and to make choices regarding one’s actions free from undue external influence or interference” (Wehmeyer, 1992, p. 305). A person’s actions are self-determined if the person acts autonomously, regulates his or her own behavior, initiates and responds to events in a manner indicating psychological empowerment, and behaves in a manner that is self-realizing. That is, the person acts in ways that make positive use of knowledge and understanding about his or her own characteristics, strengths, and limitations (Wehmeyer, Kelchner, & Richards, 1996). A self-determined person is one who sets goals, makes decisions, sees options, solves problems, speaks up for himself or herself, understands what supports are needed for success, and knows how to evaluate outcomes (Martin & Marshall, 1996).

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-07; Нарушение авторского права страницы

Источник

Adblock
detector