Меню

Нии эксплуатации и ремонта авиационной техники

История 13 ГОСНИИ ЭРАТ ВВС – НИЦ ЭРАТ в наградах и памятных знаках

Василий ПОНОМАРЁВ начальник отдела НИЦ ЭРАТ, кандидат технических наук, старший научный сотрудник

Дмитрий ДОРОХОВ начальник управления НИЦ ЭРАТ, кандидат технических наук, доцент

ПОСВЯЩАЕТСЯ ветеранам 13 ГосНИИ ЭРАТ ВВС

В канун 71-й годовщины со дня образования НИЦ ЭРАТ (г. Люберцы), анализируя этапы большого пути научно-исследовательской организации, авторы, которых объединяет давняя любовь к авиации (на двоих – 71 год службы и работы в ВВС), решили показать историю института с несколько необычной точки зрения – с точки зрения фалеристики (учения о наградах) [1].

Краткая историческая справка

Зарождение и становление нашей организации выпало на суровые начальные годы Великой Отечественной войны [2]. Тяжёлая обстановка на фронтах характеризовалась острой нехваткой самолётов, большим количеством самолётов с неисправностями и боевыми повреждениями. Полевые авиаремонтные части с трудом справлялись с решением задачи своевременного восстановления самолётов по причине большого объёма работ и нехватки квалифицированных ремонтных кадров. Государственный подход к решению проблемы исправности и восстановления авиационной техники позволил создать научно-экспериментальную базу, обеспечивающую разработку научно обоснованных методов эксплуатации и ремонта авиационной техники (АТ), практических рекомендаций для войск и авиационной промышленности, повышение квалификации работников ремонтных органов ВВС, освоение ремонта поступающей на фронт новой АТ. 3 июля 1942 г. Постановлением СНК СССР № 14213/РС создана Научно-экспериментальная база (НЭБ) по ремонту материальной части ВВС КА. 29 октября 1942 г. издан приказ № 1 начальника НЭБ ВВС о формировании базы с дислокацией на станции Павшино Московской области. Этот день принято считать датой образования института. 31 октября 1944 г. директивами ГШ КА №№ 10/314257, 10/314258, 10/314259 НЭБ переименована в Центральную научно-экспериментальную базу (ЦНЭБ) по ремонту материальной части ВВС КА. В августе 1945 г. ЦНЭБ ВВС перебазируется в г. Калининград Московской области (станция Подлипки). Учитывая то, что ЦНЭБ была создана практически с нуля, впечатляет огромный объём работ, выполненных за годы Великой Отечественной войны:

  • 280 тематических работ по разработке технологий ремонта, предложений по модернизации АТ;
  • 147 бюллетеней и указаний по организации эксплуатации и ремонта АТ:
  • ремонт 116 самолётов и 484 авиационных двигателей:
  • около 200 выездов на ремпредприятия с целью оказания практической помощи;
  • 24 образца технологической оснастки для ремонта АТ и др.

За качественное и самоотверженное выполнение работ большое количество сотрудников базы награждено орденами и медалями СССР. 8 февраля 1947 г. согласно Директиве ГК ВВС КА № 334585 ЦНЭБ ВВС перебазируется в город Люберцы. На рис. а, б, в приведены образцы углового штампа и гербовых печатей ЦНЭБ тех лет. Следует обратить внимание на допечатанное внизу штампа условное наименование базы – военная база № 77, гербовой печатью которой опечатывались документы ЦНЭБ ВВС. На рис. г приведена эмблема ЦНЭБ тех лет.

а, б, в, г. Образцы углового штампа, гербовых печатей и эмблемы ЦНЭБ ВВС КА (ВС)

31 августа 1957 г. Постановлением Совета Министров СССР № 1050-478 ЦНЭБ была преобразована в Научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС (НИИ ЭРАТ ВВС). Заслуги НИИ ЭРАТ ВВС в области широкомасштабных исследований с целью решения ряда проблем эксплуатации и ремонта АТ ВВС были высоко оценены Правительством СССР. 8 декабря 1962 г. Постановлением Совета Министров СССР № 1236-517 НИИ ЭРАТ ВВС преобразован в 13 Государственный Научно-исследовательский институт эксплуатации и ремонта авиационной техники ВВС (13 ГосНИИ ЭРАТ ВВС). Институт имел в то время условное наименование – войсковая часть 75360. 3 февраля 1976 г. Приказом Председателя ВАК СССР при ГосНИИ ЭРАТ создан Диссертационный совет по присуждению ученых степеней кандидата технических наук. В декабре 2000 г. Приказом заместителя Министра образования РФ в институте создан докторский Диссертационный совет. С момента создания в 1976 году до 2012 года диссертационным советом бессменно руководил доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР генерал-майор Харитонов Г.П. 4 декабря 1990 г. институту присвоено наименование 13 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны СССР (эксплуатации и ремонта авиационной техники) – 13 ГНИИ МО СССР (ЭРАТ)). 29 декабря 2001 г. Директивой Министра обороны РФ институт переименован в 13 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны Российской Федерации (по системам эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники (ВВТ) – 13 ГНИИ МО РФ. В ходе реорганизации военно-научного комплекса Вооруженных Сил Приказом Министра обороны РФ от 24 мая 2010 года и Директивой Генерального штаба от 20 августа 2010 года № 314/10/3175 с 1 декабря 2011 года 13 ГНИИ МО РФ реорганизован в Научно-исследовательский центр эксплуатации и ремонта авиационной техники – НИЦ ЭРАТ (г. Люберцы) и в качестве структурного подразделения включен в состав 4 ЦНИИ Минобороны России. Начальниками НЭБ ВВС – 13 ГосНИИ ЭРАТ ВВС – 13 ГНИИ МО СССР (ЭРАТ) – 13 ГНИИ МО РФ – НИЦ ЭРАТ в разные годы были полковник Нусберг Ю.И., генерал-майор Петриковский С.И., генерал-лейтенант Мезинов А.И., генерал-майоры Черепов Т.Г., Марков И.В., генерал-лейтенант Винокуров А.В., генерал-майор Шуст В.Ф., генерал-лейтенанты Тихомиров А.М., Баталов А.К., генерал-майоры Таранин В.М., Назаров А.М., Крутилин А.Г., полковник Зотов В.А.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1978 года за большую научно-исследовательскую работу в деле развития и освоения техники и вооружения в связи с 60-летием Вооружённых Сил СССР институт награждён орденом Трудового Красного Знамени. Орден Трудового Красного Знамени № 1053339 и Боевое Знамя вручены 13 ГосНИИ ЭРАТ ВВС Главнокомандующим ВВС главным маршалом авиации Кутаховым П.С. Ниже приведены фотографии орденской книжки и коробки ордена, страниц орденской книжки (рис. а, б, в).

а, б, в. Орденские коробка и книжка

Фотографии Грамоты Президиума Верховного Совета СССР приведены на рис. а, б, в ниже, Протокола вручения наград – на рис. г.

а, б, в, г. Грамота Президиума Верховного Совета СССР о награждении института и Протокол вручения наград

Боевое Знамя воинской части Вооружённых Сил СССР есть символ воинской чести, доблести и славы, оно является напоминанием каждому военнослужащему Вооружённых Сил СССР о его священном долге преданно служить Советской Родине, защищать её мужественно и умело, отстаивать от врага каждую пядь родной земли, не щадя своей крови и самой жизни (Указ Президиума ВС СССР от 30.07.1975 г.) Боевое Знамя воинской части Вооружённых Сил СССР состоит из двустороннего полотнища, древка и шнура с кистями. Полотнище знамени прямоугольное, размерами: по длине – 145 см, по ширине – 115 см, изготовлено из сложенного вдвое красного шелкового фая и по краю обшито с трех сторон золотистой шёлковой бахромой. На лицевой стороне полотнища в центре нашиты серп и молот из цветного шёлка размером по высоте 36 см. По верхнему и нижнему краям полотнища вышит золотистым шёлком лозунг: «За нашу Советскую Родину». Высота букв надписи – 7,5 см. На оборотной стороне полотнища в центре – аппликация: пятиконечная звезда из шёлка цвета бордо с вышивкой золотистым шёлком по краям и цветным шёлком в виде лучей – по поверхности звезды, имеющей размер между противолежащими вершинами 56 см. Под звездой золотистым шёлком вышиты номер и наименование воинской части. Фотографии Грамоты Президиума Верховного Совета СССР о вручении Знамени приведены на рис. а, б, в.

а, б, в. Грамота Президиума Верховного Совета СССР о вручении Знамени институту

На фотографиях приведенных ниже показаны лицевая сторона Знамени с прикреплённым орденом Трудового Красного Знамени и орденской лентой с розеткой (рис. а). Оборотная сторона Знамени (рис. б), орден крупным планом (аверс и реверс) (рис. в, г) и орден с розеткой и лентами (рис. д). На рис. е хорошо виден способ крепления ордена к Знамени – колодка с винтом, гайкой.

а, б, в, г, д, е. Боевое Знамя института, размещение Ордена на Знамени

16 октября 1992 г. за большой вклад в развитие отечественной авиации, обеспечение боевой готовности, надёжности АТ Указом Президиума Верховного Совета РФ Институт награждён Почётной грамотой Президиума Верховного Совета РФ. Группам сотрудников института дважды присуждалась Государственная премия СССР: в 1972 г. – за разработку и внедрение научных основ и методов инженерно-авиационного обеспечения (11 научных сотрудников) и в 1979 г. – за комплекс научных методов и технических средств установления причин отказов и аварий авиационной техники (10 научных сотрудников). Золотой медалью ВДНХ награждено 12 научных разработок, серебряной медалью ВДНХ – 44 научные разработки, бронзовой медалью ВДНХ – 60.

Источник

Читайте также:  Наряд допуск на ремонт мостового крана
Adblock
detector