Меню

Нива 2131 ремонт генератора

Описание генераторов Нива 2121, Ваз 2131, Лада 4х4

Генератор 371.3701

1 – поджимная втулка;
2 – втулка;
3 – буферная втулка;
4 – защитный кожух;
5 – винт крепления выпрямительного блока;
6 – выпрямительный блок;
7 – вентиль выпрямительного блока;
8 – конденсатор;
9 – задний подшипник вала ротора;
10 – контактные кольца;
11 – вал ротора;
12 – щетка, соединенная с выводом «В» регулятора напряжения;
13 – вывод «30» для подключения потребителей;
14 – щетка, соединенная с выводом «Ш» регулятора напряжения;
15 – вывод «В» регулятора напряжения;
16 – регулятор напряжения;
17 – вывод «61» генератора;
18 – шпилька крепления генератора к натяжной планке;
19 – крыльчатка;
20 – шкив;
21 – пластины крепления подшипника;
22 – упорное кольцо;
23 – передний подшипник вала ротора;
24 – обмотка ротора;
25 – полюсный наконечник ротора;
26 – обмотка статора;
27 – статор;
28 – передняя крышка (cо стороны привода).

Схема соединений генератора 371.3701

1 – аккумуляторная батарея;
2 – генератор;
3 – комбинация приборов;
4 – резистор 51 Ом, 5 Вт;
5 – диод;
6 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи;
7 – блок предохранителей;
8 – реле зажигания;
9 – выключатель зажигания.

Генератор 9412.3701

1 – кожух;
2 – вывод «В » для подключения потребителей;
3 – конденсатор;
4 – общий вывод дополнительных диодов (присоединяется к выводу «D » регулятора напряжения);
5 – держатель положительных диодов выпрямительного блока;
6 – держатель отрицательных диодов выпрямительного блока;
7 – положительный диод;
8 – отрицательный диод;
9 – регулятор напряжения;
10 – задняя крышка;
11 – стяжной винт;
12 – передняя крышка;
13 – обмотка статора;
14 – упорное кольцо;
15 – передний подшипник вала ротора;
16 – шкив;
17 – гайка;
18 – вал ротора;
19 – конусная шайба;
20 – шайба;
21 – полюсные наконечники ротора;
22 – сердечник статора;
23 – втулка;
24 – обмотка ротора;
25 – задний подшипник вала ротора;
26 – втулка подшипника;
27 – контактные кольца;
28 – щеткодержатель;
29 – выводы обмотки статора;
30 – дополнительный диод;
31 – вывод «D» (общий вывод дополнительных диодов).

На двигателе ВАЗ-21213 устанавливается генератор ваз 2131 типа 371.3701, на двигателе ВАЗ-21214 – типа 9412.3701. Эти генераторы конструктивно схожи и представляют собой синхронные электрические машины переменного тока с электромагнитным возбуждением, с встроенным выпрямителем на кремниевых диодах и электронным регулятором напряжения. Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя клиновым ремнем.

Читайте также:  Гарантийный ремонт смартфонов сони в москве адреса


Техническая характеристика генератора 371.3701

Максимальный отдаваемый ток (при 13 В и 6000 мин -1 ), А


Техническая характеристика генератора 9412.3701

Максимальный отдаваемый ток (при 13 В и 6000 мин -1 ), А

Статор и крышки генератора нива 2131 стянуты четырьмя болтами. Вал ротора вращается в подшипниках, установленных в крышках. Смазка, заложенная в подшипники на заводе, рассчитана на весь срок службы генератора. Задний подшипник генератора 9412.3701 напрессован на вал ротора и поджимается задней крышкой через пластмассовую втулку, передний подшипник запрессован и завальцован в передней крышке и заменяется только вместе с ней. Его внутренняя обойма вместе с упорным кольцом и шайбой зажата гайкой между шкивом и ступенькой на валу ротора. Передний подшипник генератора ваз 2121 371.3701 стянут четырьмя винтами между внутренней и наружной пластинами и может заменяться отдельно от передней крышки. Задняя часть генератора 9412.3701 закрыта пластмассовым кожухом на защелках. На задней крышке генератора 371.3701 установлен кожух с резиновым воздухозаборником, позволяющим забирать воздух для охлаждения генератора из верхней части подкапотного пространства, что уменьшает вероятность попадания воды в генератор ваз 2121 при проезде глубоких луж и бродов. На двигателе 21214 такая опасность меньше, так как вместо механического вентилятора системы охлаждения (который неизбежно разбрызгивает воду), там установлены электровентиляторы, к тому же они находятся впереди радиатора.

В статоре генератора расположена трехфазная обмотка, выполненная по схеме «звезда» (выводы фазных обмоток имеют общую точку). Вторые концы фазных обмоток соединены с выпрямительным мостом, состоящим из шести кремниевых диодов (вентилей) – трех «положительных» и трех «отрицательных». Вентили запрессованы в две подковообразные алюминиевые пластины-держатели в соответствии с полярностью (положительные и отрицательные – на разных пластинах); на одной из пластин также находятся три дополнительных диода, через которые питается обмотка возбуждения генератора после пуска двигателя. Пластины объединены в выпрямительный блок, закрепленный на задней крышке генератора (под пластмассовым кожухом генератора 9412.3701).

Обмотка возбуждения расположена на роторе генератора нива 2121, ее выводы припаяны к двум медным контактным кольцам на валу ротора. Питание к обмотке возбуждения подводится через две угольные щетки. Контактные кольца генератора 9412.3701 уменьшенного диаметра – это снижает окружную скорость вращения и уменьшает износ щеток. Щеткодержатель конструктивно объединен с регулятором напряжения и закреплен на задней крышке генератора автомобиля. Регулятор напряжения – неразборный, при выходе из строя его заменяют.

Читайте также:  Juki mo 735 ремонт

До 1996 г. у генератора 371.3701 щеткодержатель и регулятор напряжения представляли собой отдельные узлы (управляющее напряжение от клеммы «30» генератора подавалось на вывод «Б» регулятора напряжения). Теперь напряжение подается только к выводу «В» (вывод «Б» отсутствует). По своим характеристикам новый и старый регуляторы напряжения одинаковы и в сборе со щеткодержателем взаимозаменяемы.

Для защиты бортовой сети от скачков напряжения при работе системы зажигания и снижения помех радиоприему между выводами «положительных» и «отрицательных» вентилей (между « » и «массой» генератора) подключен конденсатор емкостью 2,2 мкФ -20%, расположенный на выпрямительном блоке генератора 9412.3701 и задней крышке генератора 371.3701.

При включении зажигания напряжение к обмотке возбуждения генератора (вывод «D» генератора 9412.3701 и «В» генератора 371.3701) подводится через контрольную лампу в комбинации приборов (лампа при этом горит) и подсоединенные параллельно ей резисторы. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от дополнительных диодов выпрямительного блока (контрольная лампа гаснет). Если после пуска двигателя лампа горит, это указывает на неисправность генератора ваз 2121 или его цепей.

«Минус» аккумуляторной батареи всегда должен подключаться к «массе» автомобиля, а «плюс» – к выводу «В » генератора 9412.3701 (выводу «30» – генератоа 371.3701). Обратное включение приведет к пробою вентилей генератора.

При работе генератора не рекомендуется отсоединять аккумуляторную батарею (особенно на двигателях, оснащенных системой впрыска). Возникающие при этом броски напряжения в бортовой сети могут повредить электронные компоненты схемы.

Вентили генератора (и другие устройства в бортовой сети автомобиля при подключенном генераторе) следует проверять под напряжением не выше 14 В, более высокое напряжение (например, при проверке мегомметром) может вызвать повреждение вентилей. При необходимости проверки изоляции обмоток высоким напряжением генератор следует снять, а выводы обмоток – отсоединить от выпрямительного блока и регулятора напряжения.

Источник

Разборка генератора карбюраторного двигателя Ваз 2121 Нива 2131

Разборку генератора карбюраторного двигателя на автомобиле Ваз 2121 и Нива 2131 производят для замены вышедших из строя элементов. Подготовьте стандартный набор инструментов и проделайте следующую последовательность действий:

Читайте также:  Как выиграть тендер на строительство или ремонт с чего начать

  • От вывода «61» отсоединяем провод.
  • Далее рожковым ключом на десять откручиваем удлинитель вывода «30».

  • Снимаем удлинитель. После чего отсоединяем провод от регулятора напряжения.

  • Снимите регулятор напряжения и щеткодержатель, открутив крестовой отверткой два винта его крепления к корпусу генератора.

  • Зафиксировав шкив генератора от проворачивания, вставив отвертку между лопастями крыльчатки и уперев ее в переднюю крышку, ключом на девятнадцать откручиваем гайку его крепления к хвостовику ротора.
  • Снимаем с вала гайку и расположенную под ней шайбу.

  • Далее снимаем с вала две половинки шкива и распорную втулку.

  • Теперь снимаем с вала крыльчатку.
  • Поддеваем плоской отверткой и снимаем сегментную шпонку.

  • Снимите конденсатор, предварительно ключом на десять открутив гайку крепления его клеммы.

  • Фиксируем генератор и наносим метки остро заточенной отверткой на поверхность передней крышки и статора, чтобы при последующей сборке установить их в то же положение друг относительно друга.
  • Торцовой головкой на десять откручиваем четыре гайки стяжных болтов.
  • И вынимаем болты.

  • Снимаем крышку и приступаем к замене ее подшипника. Для этого ключом на восемь откручиваем четыре болтика удерживающих прижимную пластину подшипника.

  • Снимаем болты и прижимную пластину.
  • После чего подходящей по диаметру оправкой, например торцовой инструментальной головкой, выбиваем подшипник со своего посадочного места.

  • Теперь нам необходимо снять заднюю крышку со статором. Для этого фиксируем вал в тисках, на резьбу которого предварительно наворачивается гайка, для предотвращения повреждения ее. После чего резким рывком снимается задняя крышка со статором.

  • В случае если ротор выходит с затруднением из статора или вообще не выходит, то можно, через проем регулятора напряжения, наносить по нему легкие удары через выколотку из мягкого металла, при этом сам ротор необходимо вращать.

  • Фиксируем ротор в тисках и трех лучевым съемником спрессовываем с вала подшипник.
  • Далее ключом на восемь откручиваем гайки крепления выводов статорной обмотки к выпрямительному блоку и отсоединяем их.

  • Поддев небольшой плоской отверткой, снимаем сначала статорную обмотку, а затем выпрямительный блок.

На этом ремонтные работы по разборке генератора карбюраторного двигателя Нива 2121 и Ваз 2131 завершены. Выполните необходимый ремонт, после чего сборку проведите в обратной последовательности.

Источник

Adblock
detector