Меню

Справка психолога по результатам диагностики агрессивности

Аналитическая справка по изучению уровня агрессивности у подростков
консультация по психологии

Диагностика, анализ, выводы и рекомендации

Скачать:

Вложение Размер
analiticheskaya_spravka.doc 92.7 КБ

Предварительный просмотр:

по изучению уровня агрессивности обучающихся 7-8 классов

ОГКОУ «Приволжская школа – интернат»

Цель: изучение уровня различных форм агрессивных реакций обучающихся подросткового возраста.

Выявление подростков, склонных к проявлению агрессии и жестокости.

Обследуемые : обучающиеся 7-х и 8 -х классов. Всего____ человек.

Диагностическая методика: опросник Басса – Дарки, модификация Резапкиной Г.В.

Агрессия — мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленные и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности). Агрессия есть определенное действие, причиняющее ущерб другому объекту.

Агрессивность — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Подростковая агрессивность есть комплексное личностное образование, а причинами агрессивного поведения могут быть как психологические (нарушения мотивационной, эмоциональной, волевой или нравственной сфер), так и социально – психологические факторы (дезинтеграция семьи, в том числе в результате её алкоголизации, нарушение эмоциональных связей в системе детско-родительских отношений, особенности стиля воспитания).

Существуют различные формы агрессивных реакций:

Обида – любое слово, сказанное невпопад, может стать причиной затаенной обиды. Причем не только на взрослых, но и на собственных ровесников;

Раздражительность – один из наиболее ярких показателей переходного возраста. Выражается в грубости и вспыльчивости по любому поводу. Это скрываемая агрессия. Она разъедает человека изнутри, пока не прорвется наружу;

Негативизм – подростки в состоянии раздражения, совершают глупые, разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Этим себе часто вредят. Суть их в следующем – сделать назло: «Пусть мне будет хуже…»;

Подозрительность – на определенном этапе переходного возраста любой подросток перестает доверять окружающему миру, считая, что “все настроены против него”. Готовность видеть в словах и поступках других людей скрытые злые намерения, направленные против него;

Скрытая агрессия – все просьбы, звучащие в адрес ребенка либо игнорируются, либо он совершает действия, противоположные тем, которые прозвучали;

Косвенная агрессия – подросток направляет свое раздражение на определенного человека, выражая его в виде травли, оскорблений, злых шуток;

Физическая агрессия – использование против людей физической силы;

Вербальная агрессия – у подростков она проявляется в виде негативного словесного потока – криков, угроз и слов. Склонность к использованию в моменты ссоры ругательных слов и выражений. Нужно помнить, что необдуманные слова могут еще более навредить, чем последствия драки. Является самым распространенным фактором переходного возраста.

Вербальная агрессия, (сквернословие, мат) становится нормой общения, и это в свою очередь ведет к моральному, физическому и духовному разложению подростка. Мат приводит к ухудшению психофизического состояния в целом. Сквернословие, как форма вербальной агрессии формируется преимущественно в процессе социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот возраст наиболее благоприятен для ее профилактики и коррекции.

В опросе участвовали________ человек , а заключения по двоим обучающимся сделаны на основе наблюдений.

Результаты опроса представлены в таблице.

Показатели от 0 до 1- в пределах нормы, от 2 до 5 – за пределами нормы.

Источник

Психологическое обследование детей по проблемам агрессивного поведения.Практические рекомендации по профилактике агрессивного поведения.
материал (подготовительная группа) по теме

Скачать:

Вложение Размер
poluchennye_rezultaty_podvergalis_pervichnoy_statisticheskoy_obrabotke.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Полученные результаты подвергались первичной статистической обработке, которая проводилась с использованием математических методов.

В эксперименте приняли участие две группы детей:

1. Подготовительная группа детского сада, в составе 22 человек, возраст детей от 5 лет 7 месяцев до 6 лет 10 месяцев. 18 детей проживают в полных семьях, у 2 детей семьи неполные, они проживают с мамами, 2 человека проживают в дисфункциональных асоциальных семьях.

2. Учащиеся 1 класса средней общеобразовательной школы в составе 24 человека, в возрасте от 7 лет 3месяцев до 8 лет. 19 детей проживают в полных семья, 5 детей проживают дисфункциональных неполных семьях семьях.

МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

При выборе методик психологического исследования, мы опиралась на основной психодиагностический инструментарий, используемый для выявления особенностей проявления тревожности и агрессии у детей дошкольного и младшего школьного возраста, который позволил провести количественный и качественный анализ полученных результатов. В результате анализа мною были выделены параметрические методики необходимые для оценки уровня тревожности и уровня агрессии детей, их микросоциального окружения, позволяющие провести эмпирическое изучение выдвинутой гипотезы.

Пакет исследовательских методик состоял из:

2. Анкета по выявлению тревожного ребенка (Л.М.Костина).

3. Методика «Цветовой тест отношений».

4. Восьми цветовой тест Люшера.

5. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Ильина Е.П., Ковалева П.А.).

6. Методика «Выбери нужное лицо» (Р.Теммла, В. Амена).

7. Тест «Рука» (адаптирован Н.Я. Семаго).

8. Методика «Рисунок семьи».

9. Методика « Несуществующее животное».

1. Первичная беседа проводилась с воспитателем, учителем и родителями с целью сбора анамнестических данных для дальнейшей диагностической работы с конкретным ребенком, а также последующего анализа полученных в процессе психодиагностики данных.

2. Анкета по выявлению тревожного ребенка (Л.М. Костина) предназначена для определения уровня тревожности у детей дошкольного и младшего школьного возраста путем опроса окружающих взрослых: родителей, воспитателей, учителей.

Анкета содержит 20 утверждений, указывающих на различные признаки тревожности. Обработка результатов проводилась с использованием математического метода путем подсчитывания количества положительных ответов. Полученные сумма определяет общий балл тревожности.

Высокий уровень тревожности – 15 – 20 баллов.

Средний уровень тревожности – 7- 14 баллов.

Низкий уровень тревожности – 1- 6 баллов.

3. Восьми цветовой тест М. Люшера , направлен на определение психоэмоционального состояния учащихся: определение наличия тревоги, стресса, склонность к психосоматическому реагированию, наличие внутри личностных конфликтов, уровень непродуктивности нервно- психического напряжения, доминирование симпатического или парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. а также способы их компенсации. В данном исследовании определялись три основные характеристики: СО_ «суммарное отклонение от аутогенной нормы». Этот показатель интегрально отражает уровень непродуктивной нервно- психической напряжённости, присущей испытуемому ,эта напряжённость заключается в неумеренно завышенном расходовании нервно- психических ресурсов при столь же неумеренно низком коэффициенте полезного действия. Чем больше величина СО, тем в большей мере силы человека расходуются на поддержание собственной психической целостности, на борьбу с внутри личностными проблемами, на волевое преодоление усталости в ущерб достижению субъективно значимых целей. Так же определялось значение ВК- это позволяет определить доминирование симпатического отдела вегетативной нервной системы или доминированию парасимпатического отдела. А так же определялся уровень стресса.

Процедура обследования: перемешать цветные карточки и разложить окрашенной поверхностью вверх примерно на одинаковом расстоянии друг от друга. После этого даем испытуемому следующую инструкцию: «Из предложенных цветов выберите тот, который Вам больше всего нравится». После того, как будет выбрана нужная карточка, она убирается и кладётся окрашенной стороной вниз. Далее просим испытуемого выбрать наиболее приятный цвет из оставшихся семи и так далее. Через 2-3 минуты опять перемешайте карточки и повторите процедуру обследования. При этом надо объяснить испытуемому, что исследование не направлено на изучение памяти, и он должен выбирать цвета так, как будто он видит их первый раз. Цветовые карточки следует показывать при дневном свете, но не при ярком солнечном свете. При этом каждый цвет выбирается отдельно. Испытуемый решает свободно, какой из предложенных цветов ему нравится или несимпатичен. Ни в коем случае цвета не должны выбираться с мыслями о том, что они подходят для одежды, обоев и т.д.

4 Методика «Цветовой тест отношений» (ЦТО) направлены на изучение характера эмоциональных отношений и базируется на предположении, что существенные компоненты невербальных отношений к самому себе и значимому окружению отражаются в цветовых ассоциациях. Порядок проведения напоминает игру, в которой перед ребенком на белом фоне в случайном порядке раскладывают набор цветных карточек из теста Люшера и ребенку предлагается выбрать цвет который больше всего подходит, чтобы обозначить – маму, папу, себя и т.д. Далее цвета ранжируются ребенком в порядке предпочтения, начиная с самого приятного и заканчивая самым некрасивым. Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, тем с более предпочитаемым цветом люди ассоциируются у ребенка и наоборот.

5. Методика «Личностная агрессивность и конфликтность» (Е.П. Ильина, П.А. Ковалева) проводилась с целью определения склонности ребенка к враждебности, проявляемой через обидчивость и мстительность, и выявление уровня эмоциональной возбудимости методами самооценки и наблюдения со стороны родителей и педагогического персонала. Методика содержит три шкалы: обидчивость, мстительность и вспыльчивость, каждая из которых состоит из 10 утверждений. Оценочный диапазон по каждой шкале от 0 до 10 баллов. Чем больше сумма баллов, тем больше ребенок склонен к обидчивости, мстительности и вспыльчивости, а по общей сумме баллов – к враждебности, агрессивности и конфликтности.

Методика также позволяет отследить уровень адекватности самооценки ребенка.

Высокий уровень агрессивности и конфликтности – 22 – 30 баллов

Средний уровень агрессивности и конфликтности – 12 – 21 баллов

Низкий уровень агрессивности и конфликтности – 0 -11 баллов.

6. Методика «Выбери нужное лицо» (В. Амена) позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми, где соответствующее качество личности проявляется в наибольшей степени. На основе полученных данных проводится количественный и качественный анализ. В ходе количественного анализа вычисляется индекс тревожности (ИТ) ребенка, который равен выраженному в процентах отношению числа эмоционально-негативных выборов к общему числу рисунков.

Высокий уровень тревожности – ИТ больше 50%.

Средний уровень тревожности – ИТ от 20% до 50%.

Низкий уровень тревожности – ИТ до 20%.

7. Методика «Рука» (адаптирован Н.Я. Семаго) позволяет выявить многие поведенческие тенденции ребенка на основании его индивидуального восприятия, особенности его эмоционального развития через описание и личностную соотнесенность

предлагаемого стимульного материала. В отличие от основного назначения при работе с взрослыми, в варианте для детей основным параметром является не столько выявление агрессивных тенденций, сколько наличие ожидаемой агрессии со стороны окружения и выраженность категории «тревожность». Обработка результатов осуществляется математическими методами, путем определения каждого ответа по отношению к одной из девяти оценочных категорий с дальнейшим подсчетом процентного содержания каждой категории ответов и определением по формулам коэффициентов ожидаемой агрессии, психической активности и личностной дезадаптации.

Коэффициент тревожности (Ктр):

При Ктр больше 1- преобладает истинно агрессивное поведение ребенка. При Ктр меньше 1- тенденция ожидаемой агрессии из вне, тревожность ребенка по поводу агрессивного поведения окружающих.

Коэффициент общей психологической активности(Какт)

Меньше 1 – сниженный уровень общей психической активности.

Больше 1 – достаточный уровень общей психической активности.

Коэффициент личностной дезадаптации (Кдез)

Меньше 1 – тенденция к неблагополучию личностной адаптации.

Больше 1 – относительная личностная адаптация ребенка к социуму.

8. Тест « Рисунок семьи»

Цель: выявление особенностей внутрисемейных отношений.

Необходимо на основе выполнения изображения, ответов на вопросы оценить особенности восприятия и переживаний ребенком отношений в семье.

Инструкция: «Нарисуй свою семью». При этом не рекомендуется объяснять, что означает слово «семья», а если возникают вопросы «Что нарисовать?», следует лишь еще раз повторить инструкцию.

При индивидуальном обследовании время выполнения задания обычно длиться 30 минут. При групповом выполнении теста время чаще ограничивают пределами 15-30 минут.

9.Тест «Несуществующее животное»

Метод построен на теории психомоторной связи.

Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики, рисующей доминантной, правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М.Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально – «Всякая мысль заканчивается движением»).

Инструкция: «Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем».

10. Графическая методика «Кактус».

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 летю тест используется для исследования эмоционально- личностной сферы ребёнка дошкольника и младшего школьника. При проведении диагностики испытуемому выдаётся лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием восьми «люшеровских» цветов. В этом случае при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: на листе бумаги нарисуй кактус- таким, каким ты себе его представляешь. Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответ ствующие всем графическим методам.

РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

В период подготовки к обучению в школе и немного позже – в начале школьного обучения – происходят изменение в отношении взрослых к успехам и неудачам ребенка. К трудностям и неудачам взрослые часто относятся резко отрицательно. Негативное оценивание приводит к тому, что у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность и агрессивность.

Общие принципы рекомендации для детей с повышенной тревожностью и агрессивностью для родителей:

1.Установка и поддержка режима дня, который должен учитывать индивидуальные особенности ребенка.

2.Налаживание тёплые эмоциональные взаимоотношения с ребенком. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращённого к ребёнку.

3.Терпение по отношению к ребенку и контроль.

4.Следует объяснить ребенку, что учеба это одна из основных его обязанностей, но вне зависимости от того, как он с ней справляется, в своей семье он всегда любим, необходим и ценен.

5.Ребенка нужно сравнивать только с самим собой и хвалить его за одно: за улучшение его собственных результатов.

6.Помочь ребенку найти такую сферу деятельности, в которой он сможет сам себя реализовать. Не следует негативно оценивать деятельность ребёнка. Нельзя, что бы негативная оценка деятельности распространялась на его личность. Это блокирует ребёнка, формирует комплекс неполноценности.

7.Для того чтобы снизить уровень тревожности необходимо теплая эмоциональная атмосфера домашнего общения, душевный комфорт, ощущение безопасности.

8. главная функция семьи заключается в том, чтобы способность социальной адаптации ребёнка исходила из его возможностей. Родители должны научиться регулировать степень психологической нагрузки на ребёнка, которая должна не превышать его возможностей.

Общие рекомендации педагогам и воспитателям детских садов:

1. Организация деятельности ребенка для снижения новизны

деятельности и как следствие понижение тревожности.

2. Учет индивидуальных особенностей ребенка, его возможностей и способностей при работе с ним.

3.Ребенка нужно сравнивать с самим собой и судить о его результатах по предыдущим достижениям.

4.Организация физкультминуток и динамичных пауз для снятия эмоциональной и психологической нагрузки.

5.Развитие самостоятельности, поручение посильных дел с целью создания ситуации успеха.

6.Проведение родительского собрания на тему «Возрастные особенности детей» с целью информирования родителей.

Рекомендации педагогам и воспитателям по работе с тревожными детьми.

1.Часто детей с повышенной тревожностью деморализуют первые признаки проявления этого состояния. Во многих случаях оказывается полезным рассказать, объяснить им, что это признаки готовности человека действовать, их испытывают большинство людей, и они помогают ответить, выступить как можно лучше.

2. Детям предлагается мысленно связать взволнованное, тревожное эмоциональное состояние с одной мелодией, цветом, пейзажем, каким либо характерным жестом; спокойное, расслабленное – с другим, а уверенное, «побеждающее» – с третьим. При сильном волнении сначала вспомнить первое, затем второе, затем переходить к третьему, повторяя последнее несколько раз.

3.Необходимо учить таких детей продуктивной работе, само отвлечению от своих страхов мешающих этому, чувству нужного пути в своей деятельности, не отвлеченного в ложную сторону страхами различной природы.

4.Детям предлагается представить себе ситуацию, в которой он испытывал полный покой, расслабление, и как можно ярче, стараясь вспомнить все ощущения, представлять эту ситуацию.

5.В трудной ситуации детям предлагается ярко представить себе образ для подражания, войти в эту роль и действовать как бы «в его образе».

6.Детям объясняется, как по голосу и жестам можно определить эмоциональное состояние человека. Рассказывают, что уверенный голос и спокойные жесты могут иметь обратное влияние – успокаивать, придавать уверенность. Указывают на необходимость тренировки перед зеркалом и «зрителями», например, при подготовке уроков.

7.Необходимо различными путями поднимать самооценку детей.

8.Обучение целенаправленному управлению мышцами лица. Детям дают ряд стандартных упражнений для расслабления мышц лица и объясняют значение улыбки для снятия нервно – мышечного напряжения.

9.Обучение ритмичному дыханию.

10.Ситуация, вызывающая тревогу, заранее представляется во всех подробностях, трудных моментах, вызывающих её переживания, тщательно, детально продумывается собственное поведение.

11.Необходимо тренировать у детей умение формулировать цель своего поведения в той или иной ситуации, полностью отвлекаясь от себя.

12.Необходимо также обучать детей умению снижать значимость ситуации, понимать достаточно относительное значение «победы» или «поражения».

13.Необходимо постоянно работать с такими детьми, пока симптомы тревожности не исчезнут из поведения ребенка. Необходимо учить такого ребенка находить в своем поведении причины этой тревожности, и устранять их.

1. Проведение разноплановых восстановительных и релаксирующих процедур с целью снижения эмоционального напряжения детей.

2. Создание программы по работе с тревожными и агрессивными детьми.

3. Проведение лекций, бесед, родительских собраний с целью подробного информирования родителей.

4. Проведение занятий рассчитанных на развитие коммуникативных способностей для улучшения эмоционально психологического климата в социальной группе.

5. Проведение консультаций и консультативных бесед с родителями и педагогами.

Привлечение родителей к работе в коррекционной группе, создание родительского клуба.

Источник

Читайте также:  Социальная диагностика проблем лиц и групп в трудной жизненной ситуации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector