Меню

Техническая карта ремонта кпп

Ремонт коробки переключения передач (КПП)

Основными дефектами коробки передач являются:

  • износ зубьев шестерен;
  • поломка или выкрашивание зубьев;
  • износ шлицев валов и шестерен;
  • износ подшипников и мест их посадки;
  • износ вилок, стопоров и замков;
  • трещины картера.

Разборка коробки передач

Устранение отдельных дефектов коробки передач связано с ее частичной или полной разборкой. При разборке выполняют следующие основные операции:

  1. отъединяют компрессор (при его наличии) от картера коробки передач;
  2. снимают верхнюю крышку с механизмом переключения передач;
  3. отвертывают болты, снимают переднюю крышку и извлекают ведущий вал с подшипником;
  4. отвертывают заднюю крышку и извлекают ведомый вал с подшипником;
  5. вынимают из картера коробки шестерни ведомого вала, ось и вилку включения заднего хода;
  6. снимают стопорную пластину оси заднего хода и оси промежуточного вала и выбивают оси (у автомобилей ЗИС-5 и ЗИС-150 отвертывают крышки подшипников промежуточного вала);
  7. вынимают из картера шестерни заднего хода и промежуточный вал или блок шестерен.

Ремонт зубьев шестерен, шлицев и валов

Зубья шестерен подвергаются нормальному износу в результате трения, а ускоренному — в результате неправильного ударного переключения передач, неполного зацепления зубьев, рывков или недоброкачественной смазки. При этом зубья скалываются, выкрашиваются, а иногда и ломаются.

Состояние зубьед контролируют внешним осмотром, шаблоном или измерением толщины их штангензубомером по начальной окружности шестерни.

Зубья шестерен, имеющие заусенцы и небольшую выработку, зачищают абразивными брусками (оселком). Шестерни, имеющие выкрошенные или сломанные зубья, заменяют новыми. Для получения правильного зацепления зубьев необходимо сопряженные шестерни (пару) заменять одновременно. Замена одной шестерни допускается при постановке не новой, а уже работавшей шестерни, которая но своему износу может быть допущена к дальнейшей эксплуатации.

При необходимости изношенные и выкрошенные зубья можно восстановить наплавкой металла с последующей термической и механической обработкой. Наплавку зубьев газовой сваркой производят сормайтом № 2 (твердый сплав) или стержнями, изготовленными из выбракованных шатунных болтов и клапанных пружин.

Рис. Установка шестерен при наплавке зубьев:
а — при наплавке торцевой поверхности; б — при наплавке боковой поверхности.

При наплавке торцевой поверхности зубьев производят следующие операции:

  1. Устанавливают шестерню в ванну с водой так, чтобы зубья были погружены в воду на 1/3—1/2 своей длины (рис. а).
  2. Нагревают поверхность зуба ацетилено-кислородной горелкой до потения (не доводя металл до плавления), наносят флюс (буру) и каплями наносят сормайт до заполнения изношенной части зуба. После наплавки всех изношенных поверхностей шестерню оставляют в ванне до остывания. При наплавке стержнями из шатунных болтов и клапанных пружин зубья закаливают путем опускания шестерни в ванну. Зачищают наплавленные зубья абразивным бруском.
  3. При наплавке боковой поверхности зубьев шестерню помещают в ванну с водой на стержне вертикально (рис. б) и наплавляют второй зуб, считая от поверхности воды. Когда наплавленный зуб остынет до вишневого цвета, его погружают в воду поворотом шестерни, затем наплавляют следующий зуб и т.д.

По окончании наплавки всех зубьев их зачищают. Изношенные шлицы шестерен ремонтируют редко, так как шестерни выбраковываются обычно ранее из-за износа зубьев. Шлицы можно ремонтировать также наплавкой металла. Изношенные шлицы на валах иногда восстанавливают раздачей с последующей механической обработкой. Помимо износа шлицев, валы коробки передач могут иметь погнутость и изношенные места посадки шариковых и роликовых подшипников.

Вал проверяют на биение индикатором в центрах токарного станка.

Погнутый вал выправляют без нагрева под прессом.

Изношенные места посадки подшипников на валах восстанавливают наплавкой металла сваркой, хромированием, металлизацией или протачиванием шеек с последующей напрессовкой стальных втулок.

Ремонт механизма переключения передач

Дефектами деталей механизма переключения передач являются:

  • погнутость или износ вилок;
  • износ ползунов;
  • износ замков и стопоров;
  • износ рычага переключения передач.

Эти дефекты вызывают самопроизвольное выключение передач, одновременное включение двух передач, неполное зацепление шестерен и выход рычага из гнезда вилок.

При разборке механизма переключения коробки передач необходимо:

  1. расшплинтовать и вывернуть болты крепления вилок;
  2. вынуть ползун первой и второй передач, а также замок и стопор (остальные ползуны должны находиться в нейтральном положении);
  3. удалить ползун заднего хода, стопор и замок;
  4. вынуть ползун третьей и четвертой передач и его стопор;
  5. отвернуть колпак или стопорный болт крышки и вынуть рычаг с пружиной вверх (автомобиль ГАЗ-51) или вниз (автомобиль ЗИС-150).

Погнутость вилки определяют на проверочной плите, а правят ее в холодном состоянии под прессом. После правки и вторичной проверки вилку тщательно осматривают и при обнаружении трещин заменяют новой.

Изношенные щечки вилки (охватывающие каретку шестерни) и гнездо для шарового конца рычага переключения передач восстанавливают, наплавляя металл сваркой. Наплавленные места обрабатывают на фрезерном станке.

Изношенные выемки на ползунах под стопоры и замки исправляют абразивным бруском. При этом необходимо следить, чтобы не был смещен центр выемки.

Изношенные шарики стопоров и замков, а также ослабевшие пружины заменяют.

Сборка и испытание коробки передач

Рис. Коробка передач автомобиля ГАЗ-51:
1 — распорная втулка; 2 и 6 — роликовый цилиндрический подшипник; 3 — ось блока шестерен; 4 — ведущий вал; 5 — крышка подшипника ведущего вала; 7 — задняя крышка ведомого вала; 3 — ведомый вал; 9 — фланец; 10 — шестерня спидометра; 11 — шариковый подшипник; 12 — стопорная пластинка; 13 — каретка с шестернями заднего хода.

При сборке четырехступенчатой коробки передач (автомобиль ГАЗ-51) необходимо:

  1. опустить в картер коробки каретку с шестернями заднего хода 13 и вставить ее ось;
  2. установить в блок шестерен роликовый цилиндрический подшипник 2, распорную втулку 1 и второй роликовый цилиндрический подшипник;
  3. опустить блок шестерен в картер, пропустить ось 3 блока шестерен и закрепить ее стопорной пластинкой 12 вместе с осью заднего хода;
  4. на ведущий вал 4 напрессовать шариковый подшипник и закрепить его стопорным кольцом;
  5. вставить в гнездо картера упорное кольцо подшипника и установить ведущий вал;
  6. надеть на ведущий вал крышку 5 подшипника с прокладкой и привернуть ее болтами к картеру;
  7. установить в выточку ведущего вала роликовый цилиндрический подшипник 6 и вставить ведомый вал 8, на передний конец которого надеть упорное кольцо, а на задний — упорное кольцо, маслоотражатель, шариковый подшипник 11 и шестерню спидометра 10; при установке ведомого вала одновременно следует надевать на него каретки с шестернями первой и второй, третьей и четвертой передач;
  8. установить прокладку и привернуть заднюю крышку 7 ведомого вала;
  9. собрать механизм переключения передач (в обратной последовательности разборки), установить крышку с прокладкой на картер, вводя вилки в соответствующие каретки шестерен, и привернуть ее болтами к картеру.

Рис. Коробка передач автомобиля ЗИС-150:
1 — люк шестерни отбора мощности; 2 и 7 — гайки; 3 — упорная шайба; 4 и 6 — замочные шайбы; 5 — шестерня отбора мощности; 8 — шестерня четвертой передачи; 9 — муфта легкого включения четвертой и пятой передач; 10 — шестерня пятой передачи; 11 — шестерня третьей передачи; 12 — шестерня второй передачи с внутренними зубьями для третьей передачи; 13 — шестерня первой передачи и заднего хода; 14 — упорное кольцо шарикоподшипника; 15 — шестерня спидометра; 16 — роликовые цилиндрические подшипники; 17 — блок шестерен заднего хода; 18 — люк блока шестерен заднего хода.

При сборке пятиступенчатой коробки передач автомобиля ЗИС-150 надо:

  1. установить в пазы промежуточного вала шпонки и напрессовать шестерни третьей и пятой передач, шестерню для коробки отбора мощности и шестерню постоянного зацепления с ведущим валом (шестерни первой, второй передач и заднего хода откованы с валом);
  2. на передний конец промежуточного вала надеть упорную шайбу 3, роликовый цилиндрический подшипник, замочную шайбу 4, завернуть гайку 2 и отогнуть шайбу на гайку;
  3. установить в картер наружное кольцо роликового подшипника;
  4. опустить промежуточный вал в картер, на задний конец напрессовать шариковый подшипник с упорным кольцом, надеть замочную шайбу, завинтить гайку и отогнуть на нее шайбу;
  5. приподнять промежуточный вал, установить его в гнезда картера и привернуть крышки с прокладками;
  6. установить в блок шестерен заднего хода 17 два роликовых цилиндрических подшипника 16, вставить блок с левой стороны через люк 18 в картер большей шестерней вперед и пропустить ось, которую закрепить стопорной пластиной с болтом; привернуть крышку люка;
  7. напрессовать на задний конец ведомого вала шариковый подшипник с упорным кольцом 14 и шестерню спидометра 15;
  8. опустить в картер коробки шестерню первой передачи и заднего хода 13, второй и третьей передач 12 и пропустить через них ведомый вал; затем на вал надеть упорную шайбу, шестерню третьей передачи 11 (постоянного зацепления) венчиком назад, вставить в нее ролики (42 шт.), надеть упорную шайбу, шестерню пятой передачи 10 с бронзовой втулкой, зубчатую ступицу, муфту легкого включения 9, замочную шайбу 6, завернуть гайку 7 и отогнуть на нее шайбу. На переднюю шейку вала надеть упорное кольцо и роликовый цилиндрический подшипник;
  9. напрессовать на ведущий вал шариковый подшипник с упорным кольцом, надеть замочную шайбу, завернуть гайку и отогнуть на нее шайбу;
  10. вставить ведущий вал в гнездо картера, надеть крышку подшипника с прокладкой и привинтить ее болтами;
  11. вставить ведомый вал в выточку ведущего вала и привинтить болтами заднюю крышку с прокладкой;
  12. собрать механизм переключения передач, установить крышку с прокладкой на картер коробки, ввести вилки в каретки шестерен и привернуть крышку болтами.
Читайте также:  Ремонт в новостройке в челябинске

Обкатка коробки передач

После ремонта деталей и сборки коробки передач ее обкатывают на стенде для приработки деталей и для определения легкости переключения шестерен, отсутствия шума, стуков, нагрева и течи масла.

Порядок обкатки следующий:

  1. Устанавливают коробку передач на стенд, сообщают ведущему валу 1200—1500 оборотов в минуту и переключают передачи, работая на каждой передаче 2—3 мин.
  2. Заливают в картер коробки передач масло до нормального уровня и проверяют работу коробки на всех передачах с нагрузкой в течение 30—40 мин.
  3. После устранения выявленных дефектов заменяют смазку и промывают картер керосином.

Источник

Технологическая карта разборки-сборки коробки передач

Последовательность операций Инструмент, приспособление Технические условия и указания
1. Снятие верхней крышки
1. Вы вернуть болты крепления верхней крышки к картеру КП Ключ гаечный 13 мм
2. Снять верхнюю крышку в сборе с механизмом переключения Отвертка тонкая Снимать прокладку осторожно, не повреждая
3. Снять уплотнительную прокладку
2. Снятие первичного вала
1. Вывернуть болты креп­ления крышки подшип­ников первичного вала Ключ гаечный 13мм
2. Снять крышку и про­кладку Отвертка Снимать прокладку осторожно, не повреждая
3. Повернуть первичный вал срезом на конусной поверхности шестерни постоянного зацепле­ния вниз и извлечь вал Молоток, выколотка При затрудненном извлечении вала использовать выколотку и молоток
3. Снятие вторичного вала
1. Отвернуть гайку крепления фланца вторичного вала Ключ торцовый 36 мм
2. Снять фланец и упорную шайбу
3. Вывернуть штуцер из крышки заднего подшипника вторичного вала, вынуть через отверстие в крышке ведомую шестерню привода спидометра Пассатижи
4. Вывернуть болты крепления крышки заднего подшипника Ключ торцовый 12 мм
5. Снять крышку с сальником и ведущей шес­терней привода спидометра
6. Отвернуть гайку крепления синхронизатора на вторичном валу Ключ специальный
7. Сдвинуть вторичный вал назад вместе с под­шипником, снимая с него поочередно: а) синхронизатор III и IV передач в сборе; б) шестерню III передачи с распорной втулкой; в) упорную шайбу; г) шестерню II передачи; д) шестерню I передачи Молоток, выколотка
8. Вынуть вторичный вал
4. Установка вторичного вала
1. Вставить вторичный вал в картер под наклоном и надеть на него поочередно: а) шестерню I передачи; б) шестерню II передачи; в) упорную шайбу; г) шестерни III передачи; д) синхронизатор в сборе
2. Навернуть гайку крепления синхронизатора на вторичном валу Ключ специальный
3. Вставить вторичный вал с подшипником в гнездо подшипника Молоток, выколотка
4. Установить крышку заднего подшипника вторичного вала с сальником
5. Завернуть болты крепления крышки Ключ торцовый 12 мм
6. Установить ведомую шестерню привода спидометра в крышку и завернуть штуцер Пассатижи
7. Установить фланец вторичного вала, упорную шайбу
8. Навернуть гайку крепления фланца Ключ торцовый 36 мм Усилие при затягивании 60. 80 Н
5. Установка первичного вала
1. Повернуть первичный вал срезом на конусной поверхности шестерни вниз и установить вал в картер Молоток, выколотка Для установки вала с подшипником в гнездо использовать молоток и выколотку
Установить прокладку на крышку подшипника

2. Технологическая карта разборки-сборки механизма переключения передач

Последовательность операций Инструмент, приспособление Технические условия и указания
1. Разборка механизма переключения передач
При поднять защитный резиновый колпак рычага переключения передач
Повернуть колпак до отказа против часовой стрелки
Вынуть через горлови­ну верхней крышки два штифта, рычаг пере­ключения передач с на­ходящимися на нем де­талями и пружиной Пассатижи
4. Рас шплинтовать болт крепления вилки к штоку I и II передач Пассатижи
5. Отвернуть болт крепления вилки Ключ гаечный 10 мм
6. Выбить шток вместе с заглушкой в верхней крышке Молоток, выколотка
7. Вынуть шарик и пружину фиксатора, плунжер замка
2. Сборка механизма переключения передач
1. Установить на место плунжер замка, пружину и шарик фиксатора
2. Установить шток на место Молоток, выколотка
3. Установить на место заглушку штока Молоток, выколотка Перед установкой заглушки уплотнить ее герметиком
4. Завернуть болт крепления вилки I и II передач Ключ гаечный 10 мм
5. Законтрить болт крепления Проволока 0 1,8 мм
6. Установить на место рычаг, два штифта, повернуть колпак по часовой стрелке Пассатижи
7. Надеть защитный колпак
3. Установка верхней крышки
1. Установить уплотнительную прокладку
2. Установить на картер КП верхнюю крышку
3. Затянуть болты крепления крышки к картеру Ключ гаечный 13мм

1.6. Охрана труда и техника безопасности

Под охраной труда понимают систему законодательных актов и соответствующих им мероприятий, направленных на сохранение здоровья и работоспособности трудящихся. Система организационных и технических мероприятий и средств, предотвращающих производственный травматизм, носит название техники безопасности. На автотранспортных предприятиях ответственность за охрану труда и технику безопасности, проведение мероприятий по снижению и предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний возлагается на руководителя предприятия.

Правилами техники безопасности для предприятий автомобильного транспорта предусматриваются виды инструктажей:

Вводный инструктаж проводят в целях ознакомления поступающих на работу с общей производственной обстановкой и особенностями работы предприятия, общим законоположением об охране труда и технике безопасности, ознакомления с опасностями, встречающимися при работе на предприятии, и противопожарными правилами.

Инструктаж на рабочем месте сопровождается показом безопасных приемов работы и операций.

Повторный инструктаж по технике безопасности проводят не реже 1 раза в 6 мес., а для лиц, выполняющих работу с повышенной опасностью (сварщики; лица, соприкасающиеся с этилированным бензином; машинисты автокранов; грузчики и др.), не реже 1 раза в 3 мес.

При переводе или переходе рабочего на другую работу, выполнении работы повышенной опасности, изменении технологического процесса, замене или вводе в эксплуатацию новых типов оборудования и подвижного состава проводится дополнительный (внеплановый) инструктаж.

После вводного инструктажа и инструктажа на рабочем месте не позднее, чем через 3 мес. со дня принятия новых рабочих на работу их обучают технике безопасности по специальным программам. Рабочие, ранее прошедшие обучение, ежегодно проходят проверку знаний.

Рабочие, занятые на работах, связанных с повышенной опасностью, допускаются к работе только после обучения, сдачи экзамена и получения удостоверения на право работы и обслуживания оборудования или механизмов.

1.6.1. Организация рабочего места слесаря по ремонту автомобиля

Определенный участок производственной площади, предназначенный для выполнения определенной работы и оснащенный соответствующим инструментом, оборудованием, приспособлениями и материалами является рабочим местом слесаря по ремонту автомобилей.

Рабочим местом слесаря по ремонту автомобилей может быть:
— пост и линия технического обслуживания и ремонта;
— пост, оборудованный слесарным верстаком, на котором производят разборку и сборку снятых узлов и выполняют слесарно-подгоночные и другие работы.

Приступая к работе, слесарь по ремонту автомобилей должен подготовить своё рабочее место, подготовить необходимый инструмент для ремонта, демонтажа либо установки узла.

При выполнении работ непосредственно у автомобиля рабочим местом слесарь по ремонту автомобилей является пост технического обслуживания или ремонта. От организации рабочего места зависят производительность тру­да и обеспечение безопасности работы. Необходимо поддерживать порядок на рабочем месте, следить за исправностью оборудования и инструмента, не разбрасывать обтирочный материал, не допускать проливания масла и топлива.

Слесарный верстак является одним из основных видов оборудования рабочего места для выполнения ручных работ и представляет собой специальный стол, на котором выполняют слесарные работы.

Читайте также:  Кто должен делать ремонт дороги во дворе

Конструкция верстака, его устойчивость и прочность, оснащенность рабочего места различными приспособлениями, механизирующими ручной труд, оказывают непосредственное влияние на производительность труда слесаря. Верстак должен быть удобен для работы. Каркас верстака изготовляют, как правило, металлическим, столешницу (крышку верстака) — из досок толщиной 40—50. мм. Такая столешница не прогибается и не дрожит во время работы. Сверху она покрывается кровельным, железом или фанерой. Со всех сторон столешницы крепятся деревянные планки-бортики, препятствующие падению с верстака мелких предметов. Под столешницей верстака устанавливаются выдвижные ящики для хранения в определенном порядке инструмента и вспомогательных материалов. Высота верстака 750-900 мм, длина 1000—1200 мм, ширина 700—800 мм. Слесарные верстаки изготовляются одноместные и многоместные.

Особенно удобны одноместные верстаки с регулируемой высотой столешницы, которые при необходимости позволяют устанавливать верстак по росту слесаря. Верстаки ограждаются проволочной сеткой, натянутой на раму, для предохранения работающих вблизи от попадания стружки, разлетающейся во время рубки металла.

К организации рабочего места предъявляются следующие требования:

1) рабочее место должно быть чистым, на нем должны находиться только те предметы, которые необходимы для выполнения данного задания;

2) инструмент, заготовки и документация должны располагаться на рабочем месте на расстоянии вытянутой руки; при этом те предметы, которыми рабочий пользуется более часто, следует класть ближе, на площади, ограниченной дугами небольшого радиуса, и наоборот;

3) режущий или ударный инструмент, который берут правой рукой, кладут с правой стороны; тот, который берут левой рукой,- с левой стороны;

4) инструмент, который работающий берет обеими руками, инструмент следует располагать возможно ближе к его корпусу, чтобы удобнее было его брать;

5) приспособления, материалы и готовые изделия нужно располагать в различных ящиках на отведенных для них местах, причем более мелкие и часто употребляемые нужно помещать в верхних, а более тяжелые или же редко применяемые — в нижних ящиках;

6) точные и измерительные инструменты должны храниться в специальных футлярах или же деревянных коробках;

7) режущие инструменты (напильники, метчики, сверла, развертки и др.) следует предохранять от ударов и загрязнения, не разбрасывать и не накладывать друг на друга, а укладывать на деревянные подставки (планшеты);

8) после окончания работы весь инструмент и приспособления, применяемые при работе, необходимо очистить от грязи и масла, протереть. Верстак очистить щеткой от стружки и мусора.

Инструмент, применяемый при работах по техническому об­служиванию и ремонту автомобиля, должен быть исправным. Мо­лотки и напильники должны иметь хорошо насаженные деревян­ные ручки. Отвертывание и завертывание гаек должно произво­диться только исправными ключами соответствующих размеров.

На автотранспортных предприятиях рабочие места снабжают технологическими картами. Предусматривается связь рабочих мест с мастером, работниками вспомогательных служб, доставка запасных частей и материалов не­посредственно на рабочее место.

1.6.2. Безопасность труда при выполнении работ

Основные условия безопасной работы при выполнении слесарных операций и работ по ТО и ремонту автомобилей являются:

— правильная организация рабочего места;

— использование только исправных инструментов;

— строгое соблюдение производственной дисциплины и правил техники безопасности.

При установке автомобиля на пост технического обслуживания следует затормозить его стояночным тормозом, выключить зажига­ние, включить низшую передачу в коробке передач и под колеса подложить не менее двух упоров.

Перед выполнением контрольно-регулировочных операций на неработающем двигателе (проверка работы генератора, регулиров­ка карбюратора, реле-регулятора и т. д.) следует проверить и за­стегнуть обшлага рукавов, убрать свисающие концы одежды, за­править волосы под головной убор, при этом нельзя работать сидя на крыле или буфере машины.

На рулевом колесе вывешивается табличка «Не пускать — работают люди». При снятии узлов и деталей, требующих больших физических усилий, необходимо пользоваться приспособлениями (съемниками). При работах, связанных с проворачиванием колен­чатого вала двигателя, необходимо дополнительно проверить вы­ключение зажигания, а рычаг коробки передач установить в ней­тральное положение. При пуске двигателя вручную следует осте­регаться обратных ударов и применять правильные приемы за­хвата пусковой рукоятки (не брать рукоятку в обхват, проворачи­вать ее снизу вверх). При использовании подогревателя особое внимание обращается на его исправность, отсутствие подтеканий бензина; работающий подогреватель не должен оставаться без присмотра. Краник топливного бачка подогревателя открывается только на время его работы, на летний период топливо из бачка сливается.

Обслуживание трансмиссии при работающем двигателе запре­щается. При обслуживании трансмиссии вне осмотровой канавы или эстакады необходимо пользоваться лежаками (подстилками). При работах, связанных с провертыванием карданных валов, необ­ходимо дополнительно убедиться в выключении зажигания, поста­вить рычаг переключения передач в нейтральное положение и ос­вободить стояночный тормоз. После выполнения работы снова затянуть стояночный тормоз и включить низшую передачу в ко­робке передач.

При снятии и постановке рессор необходимо предварительно разгрузить их путем поднятия рамы и установки ее на козлы. При снятии колес также следует поставить автомобиль на козлы, а под неснятые колеса подложить упоры. Выполнять какие-либо работы на автомобиле, вывешенном только на одних подъемных механиз­мах (домкратах, талях и т. д.), запрещается. Нельзя подкладывать под вывешенный автомобиль диски колес, кирпичи, камни и другие посторонние предметы.

После выполнения всех работ перед пуском двигателя и троганием машины с места нужно убедиться, что все принимавшие уча­стие в работе люди находятся на безопасном удалении, а оборудо­вание и инструмент убраны на свои места.

Проверка и опробование на ходу рулевого управления и тор­мозных систем должны производиться на оборудованной площадке. Нахождение посторонних лиц во время проверки автомобиля на ходу, а также размещение лиц, участвующих в проверке, на под­ножках, крыльях запрещается.

При работе на осмотровых канавах и подъемных устройствах следует выполнять следую­щие требования:

— при постановке машины на осмотровую канаву (эстакаду) вести машину с малой скоростью и следить за правильным поло­жением колес относительно направляющих реборд осмотровой канавы; поставленную на осмотровую канаву или подъемное устройство машину следует затормозить стояночным тормозом и установить упоры под колеса;

— пользоваться переносными лампами в осмотровой канаве мож­но только с напряжением не выше 12 В;

— не курить и не зажигать открытого огня под машиной;

— не следует складывать инструмент и детали на раму, подножки и другие места, откуда они могут упасть на работающих;

— перед съездом с канавы (эстакады) убедиться, что под машиной нет людей, неубранного инструмента или оборудования;

— следует остерегаться отравления скапливающимися в осмотровых канавах отработавшими газами и парами горючего.

При работе с бензином нужно соблюдать правила обращения с ним. Бензин — легковоспламеняющаяся жидкость, при попадании на кожу вызывает раздражение, хорошо растворяет краску. Следует осторожно обращаться с тарой из-под бензина, так как оставшиеся в таре его пары легко воспламеняются. Особую осторожность следует проявлять при работе с этилированным бен­зином, в котором содержится сильнодействующее вещество – тетраэтилсвинец, вызывающий тяжелое отравление организма. Нельзя использовать этилированный бензин для мойки рук, дета­лей, чистки одежды. Запрещается всасывать бензин и продувать трубопроводы и другие приборы системы питания ртом. Хранить и перевозить бензин можно только в закрытой таре с надписью «Этилированный бензин — ядовит». Для удаления пролитого бен­зина применяются опилки, песок, хлорная известь или теплая вода. Участки кожи, облитые бензином, немедленно промываются керосином, а затем теплой водой с мылом. Перед едой необходимо обязательно мыть руки.

Особой осторожности требует обращение с антифризом. Эта жидкость содержит в себе сильнодействующий яд – этиленгликоль, попадание которого в организм приводит к тяжелому отравлению.

Тара, в которой хранится и перевозится антифриз, должна иметь надпись «Яд» и опломбировываться. Категорически запрещается переливать низкозамерзающие жидкости при помощи шланга путем засасывания ртом. Заправка автомобиля антифризом производится непосредственно в систему охлаждения. После обслу­живания системы охлаждения, заправленной антифризом, необхо­димо тщательно мыть руки. При случайном попадании антифриза в организм пострадавший должен быть немедленно доставлен в ме­дицинский пункт для оказания помощи.

Тормозные жидкости и их пары также могут вы­звать отравление при попадании в организм, поэтому при работе с этими жидкостями нужно соблюдать все меры предосторожности, а после обращения с ними следует тщательно вымыть руки.

Кислоты хранят и транспортируют в стеклянных бутылях с притертыми пробками. Бутыли устанавливаются в мягкие лозовые корзины с древесной стружкой. При переноске бутылей используют носилки и тележки. Кислоты при попадании на кожу вызывают сильные ожоги и разрушают одежду. При попадании кислоты на кожу нужно быстро вытереть этот участок тела и про­мыть сильной струей воды.

Читайте также:  Ремонт котлов китурами в краснодаре

Растворители и краски при попадании на кожу вызывают раздражение и ожоги, а их пары при вдыхании могут вызвать отравление. Производить покраску автомобиля нужно в хорошо вентилируемом помещении. После работы с кислотами, красками и растворителями нужно тщательно мыть руки теплой водой с мылом.

Отработавшие газы, выходящие из двигателя, содер­жат в своем составе окись углерода, углекислый газ и другие ве­щества, способные вызвать тяжелое отравление и даже смерть че­ловека. Это всегда должны помнить водители и принимать меры по предупреждению отравлений отработавшими газами.

1.6.3. Безопасность труда на производственных участках

Техническое обслуживание и ремонт автомобилей выполняются, как правило, в помещениях, в предназначенных для этого местах (на постах), оборудованных необходимыми для выполнения работ устройствами (осмотровыми канавами, эстакадами, подъемниками и т.п.), а также подъемно-транспортными механизмами, приборами, приспособлениями и инвентарем.

Расположение рабочих мест в помещениях технического обслуживания автомобилей должно исключать возможность наездов автомобилей на работающих. Канавы и эстакады должны иметь направляющие предохранительные реборды для предотвращения возможности падения автомобиля в канаву или с эстакады во время его передвижения. Площадки эстакад, на которых работают рабочие, должны надежно ограждаться перилами.

В помещениях для обслуживания автомобилей запрещается оставлять порожнюю тару из-под топлива и смазочных материалов. Разлитое масло или топливо необходимо немедленно удалять при помощи песка или опилок, которые после употребления следует ссыпать в металлические ящики с крышками, установленные вне помещения. Отработавшее масло разрешается хранить вне помещений в железных бочках, либо в специальном огнестойком помещении, либо в подземных цистернах.

В ремонтной зоне запрещается:
— пользоваться открытым огнем, переносными горнами, паяльными лампами в помещениях, где применяются легковоспламеняющиеся и горючие жидкости (бензин, керосин, краски, лаки разного рода и пр.), а также в помещениях с легковоспламеняющимися материалами (деревообделочных, обойных и других цехах);
— мыть детали бензином и керосином (для этого должно быть специально приспособленное помещение);
— хранить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в количествах, превышающих сменную потребность;

— ставить автомобили при наличии подтекания топлива из бака (топливо необходимо сливать), а также заправлять автомобили топливом;
— хранить чистые обтирочные материалы вместе с использованными;
— пользоваться ломами при перекатывании бочек с горючими жидкостями;
— загромождать проходы между стеллажами и выходы из помещений материалами, оборудованием, тарой и т. п.

Хранить в общих складах и кладовых краску, лаки, кислоты, карбид кальция (краски и лаки должны содержаться отдельно от кислот и карбида кальция) запрещается.

При обслуживании автомобиля на подъемнике любой конструкции на механизме управления подъемником вывешивают табличку с надписью: «Не трогать — под автомобилем работают люди!». В рабочем положении плунжер подъемника надежно фиксируют упором, гарантирующим самопроизвольное опускание подъемника.

При постановке автомобиля на ремонт без принудительного перемещения, когда не требуется регулировка тормозов, автомобиль затормаживают ручным тормозом и включают низшую передачу, выключают зажигание (подачу топлива) и под колеса подкладывают упоры.
При ремонте автомобилей вне осмотровой канавы, эстакады или подъемника лиц, производящих ремонт, обеспечивают подкатными тележками (лежаками). В случае выполнения ремонтных операций, связанных со снятием колес, следует поставить под вывешенный автомобиль козелки, а под неснятые колеса — упоры (башмаки). Производить какие-либо работы на автомобиле со снятыми колесами, вывешенном только на одних подъемных механизмах (домкратах, талях и т.д.), запрещается.

При разборке автомобиля на агрегаты снимать, транспортировать и устанавливать двигатель, коробку передач, задний мост, передний мост, кузов и раму необходимо при помощи подъемно-транспортных механизмов, оборудованных приспособлениями (захватами), обеспечивающими полную безопасность работ. Запрещается поднимать (даже кратковременно) грузы массой, большей, чем это указано для данного подъемного механизма. Запрещается снимать, устанавливать и транспортировать агрегаты тросом и канатами без специальных захватов. Тележки для транспортирования должны иметь стойки и упоры, предохраняющие агрегаты от падения и самопроизвольного перемещения по платформе. До снятия двигателя, коробки передач, заднего моста, радиатора и других агрегатов или деталей, связанных с системами охлаждения и смазки автомобиля, обязателен предварительный слив масла и воды в специальную тару.

Стенды для монтажно-демонтажных работ при ремонте агрегатов должны соответствовать своему назначению и быть удобными. Устройства для закрепления агрегатов должны исключать возможность смещения или падения агрегатов. Инструменты и приспособления для технического обслуживания и ремонта машин должны быть исправными и соответствовать своему назначению. Нельзя пользоваться неисправными инструментами и приспособлениями.

Во всех производственных помещениях необходимо выполнять следующие противопожарные мероприятия:- курить только в специально отведенных для этого местах;

— не пользоваться открытым огнем;

— хранить топливо, керосин в количествах, не превышающих сменную потребность;

— не хранить порожнюю тару из-под топливных и смазочных материалов;

— проводить тщательную уборку в конце каждой смены;

— разлитое масло и топливо убирать с помощью песка;

— собирать использованные обтирочные материалы, складывать их в металлические ящики с крышками и по окончании смены выносить их в специально отведенное для этого место.

Своевременное обнаружение загорания, быстрое уведомление пожарной команды, независимо от принятых мер, является главным условием успешной борьбы с возникшим пожаром.

Все помещения необходимо оборудовать противопожарным инвен­тарем, который размещается на хорошо видных и легкодоступных местах. Противопожарный инвентарь (лопаты, кирки, ломы, ведра, ящики с песком и огнетушители) могут быть использованы только по назначению. В помещениях для стоянки и технического обслуживания автомобилей должны быть установлены густопенные огнетушители из расчета один огнетушитель на 50 м 2 площади помещения, но не менее двух на каждое отдельное помещение. Кроме того, должны быть предусмотрены ящики с сухим просеянным песком из расчета один ящик емкостью 0,5 м 3 на 100 м 2 площади помещения, но не менее одного на каждое отдельное помещение. У каждого ящика с песком должна постоянно находиться лопата. Ящики окрашивают в красный цвет, плотно закрывают и снабжают надписью «Песок на случай пожара».

В случае загорания автомобиля в зоне стоянки его немедленно следует выкатить или отбуксировать из этой зоны во избежание загорания других автомобилей и принять меры к тушению. Тушить пожар на автомобиле лучше густопенным или углекислотным огнетушителем. При возникновении пожара на линии очаг горения ликвидируется брезентом или другой плотной материей, которыми накрывают пламя и горящие места, кроме того, засыпают песком, землей.

При подготовке специалистов по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей основное внимание уделяют изучению устройства автомобиля; формам изменения технического состояния автомобилей в процессе эксплуатации, причинам и закономерностям этих изменений, а также оценкам их влияния на показатели надежности и работоспособности автомобилей.

При организации ремонта автомобилей и агрегатов, имеющих сложную конструкцию и новые современные дополнительные системы, на ремонтных предприятиях требуются тщательная конструкторская и технологическая подготовка авторемонтного производства, высокая подготовка инженерно- технического состава, обучение рабочих особенностям ремонта марок машин.

В процессе работы над курсовым проектом я научился пользоваться специальной справочной и методической литературой; находить причинно-следственные связи появления, определения и устранения неисправностей узла «Коробка передач автомобиля ГАЗ-5312». В проекте представлены наиболее распространенные дефекты деталей и неисправности коробок передач, описаны способы диагностирования, технического обслуживания и ремонта деталей и узла. Подробно рассмотрены правила техники безопасности и охраны труда при проведении ремонтных работ. Все это мне помогло систематизировать знания по организации авторемонтного производства. Своевременный ремонт и техническое обслуживание автомобилей обеспечивают работу без отказов, способствует меньшему простою техники, увеличению срока службы агрегата и увеличению прибыли автотранспортного предприятия.

1. Беднарский В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей: учебник, – Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

2. Боровских Ю.И., Буралев Ю.В. и д.р. Устройство техническое обслуживание и ремонт автомобиля: учебник, – М: Высшая школа, 2008.

3. Коробейник А.В. Ремонт автомобиля: учебник, – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

4. Карагодин В.И., Шестопалов С.К. Устройство и техническое обслужи-

вание грузовых автомобилей: учебник ,– М: Транспорт, 2006.

5. Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанов Б.Б. Автослесарь. Уст-

ройство техническое обслуживание и ремонт автомобиля: учебник, –

Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.

Дата добавления: 2015-07-15 ; просмотров: 8465 | Нарушение авторских прав

Источник

Adblock
detector