Меню

Техника безопасности при ремонте двигателя автомобиля

Техника безопасности при ремонте автомобилей

Перед началом работ по ремонту и техническому обслуживанию автомобилей, рабочий должен переодеть рабочую форму одежды. Причем обшлага рукавов должны быть застёгнуты, на голову одет головной убор. На наги одеты ботинки во избежание нанесения травмы при падении инструмента или деталей. Одежда хранится в специальном шкафу. Входить в этой одежде в общественные места и жилые помещения запрещается.
Перед началом работы под автомобилем, установленном на посту технического обслуживания, на видном месте вынести табличку с надписью «Двигатель не пускать, работают люди». Под колёса установить упоры, а автомобиль установить на низшую передачу. Необходимо проверить нет утечки масла, топлива, электролита и охлаждающей жидкости.
При любых работах по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей-самосвалов с поднятым кузовом необходимо ставить упоры, предохраняющие кузов от самовольного опускания. Работать не выполнив этого требования категорически запрещается.
Во время работы не класть инструмент и детали на раму, подножки и другие части автомобиля, откуда они могут упасть на работающего. Находясь под автомобилем, не курит и не зажигать и не пользоваться открытым огня.
Шиномонтажные работы необходимо выполнять только в установленных местах, строго соблюдать правила техники безопасности. Накачивать смонтированную шину воздухом обязательно в ограждении, предохраняющем от ушиба при срыве замочного кольца.
Тормозную систему проверять на специально отведённой площадке.
При работе с бензином и охлаждающей жидкостью необходимо
помнить, что бензин – это огнеопасное вещество. Особую осторожность нужно соблюдать с тарой, так как при соприкосновении с открытым огнём, имеющиеся в таре пары бензина воспламеняются и вызывают взрыв. Содержащийся тетраэтил свинец в бензине является сильным ядом. В случае попадания этилированного бензина на кожу необходимо это место промыть вначале керосином, а затем тёплой водой с мылом.
Пролитые на пол топливо, масло и прочие горюче – смазочные материалы необходимо сразу убрать на случай возникновения пожара, засыпают песком или опилками после чего его удаляют.
Рабочее место слесаря по ремонту автомобилей должно быть достаточно освещено. Но освещение должно быть расположено таким образом, чтобы не ослеплял рабочего.
Запрещается наращивать ключи трубами и прочими подручными средствами. При сборочных работах запрещается проверять совпадения отверстий пальцем, для этого не обходимо использовать специальные бородки, ломики или монтажные крючки. Необходимо при ремонтных работах пользоваться только исправным инструментом. Запрещается использовать молотки с трещинами на рукоятках, зубила со сколами и т.д.
Во время разборки и сборки узлов, агрегатов следует применять специальные ключи и съёмники. Трудно отворачиваемые гайки нужно сначала смочить керосином а затем отвернуть ключом.
Также необходимо соблюдать правила пожарной безопасности. Обтирочные материалы следует убирать в специально отведённый металлический ящик, с плотно закрывающейся крышкой, а по окончанию работы выносить в отведённые места для мусора.
Помещения должно иметь вентиляцию общую вентиляцию.

В помещениях для стоянки, ремонта и технического обслуживания
автомобилей должны быть установлены огнетушители согласно установленных норм. В помещении должны оборудоваться пожарными щитами на котором находится ведро, багор, топор. Кроме того, должны быть предусмотрены ящики с сухим песком, у каждого ящика должна находиться лопата. При возникновении пожара необходимо сообщить об этом по телефону 101 и приступить к тушению пожара.

Источник

Сообщества › Механический Ремонт Автомобилей › Блог › техника безопасности при обслуживании и ремонте автомобиля.

Запись скучная и нудная. Обычно правила по ТБ многие обходят стороной. Но. Ведь от их соблюдения зависит Ваша жизнь. И не только ваша. Так что, читать или нет, решать Вам.

Помещение, где проводится об­служивание или ремонт автомо­биля, должно хорошо проветри­ваться, двери — легко открываться как изнутри, так и снаружи.
В помещении обязательно долж­ны находиться переносной огнету­шитель и аптечка первой меди­цинской помощи.
В гараже, оборудованном смотро­вой канавой, следует принимать дополнительные меры предосто­рожности.

Если смотровая канава в дан­ный момент не используется, она должна быть закрыта дере­вянными или металлическими щитами.

Желательно, чтобы в помещении име­лась сеть низкого напряжения (до 36 В) для питания переносной лампы и светильников в смотро­вой канаве. Для освещения по возможности используйте атмосфероизолированные (герметич­ные) светильники, люминесцент­ные лампы.
Курить следует вне помещения или в специально отведенном месте, оборудованном урной с водой. Горюче-смазочные материалы и лег­ковоспламеняющиеся вещества складируйте в небьющейся таре на полу или на полках с отбортовками.
Во избежание самовозгорания не храните промасленную ветошь в помещении.

Топливо в системе питания находится под давлением.

При обслуживании и ремонте си­стемы питания (например, при за­мене топливного фильтра) необ­ходимо сбросить давление из топ­ливной магистрали, а также следует подставить небольшую емкость под разъемы трубопро­водов перед их отсоединени­ем для предотвращения разлива топлива.
Если бензин, растворитель или другие легковоспламеняющиеся жидкости разлились, не включай­те и не выключайте свет и другие электроприборы — искра между контактами выключателя может привести к воспламенению паров горючих жидкостей. Тщательно проветрите помещение. Разлитое масло засыпьте опилками. После того как они пропитаются мас­лом, соберите их и удалите. Если опилок нет, можно использовать песок.
Во время проведения электрога­зосварочных работ, использова­ния электроточила или отрезной машинки удалите все сгораемые материалы в радиусе возможного разлета искр.

Будьте осторожны при пуске двига­теля в гараже. Убедитесь в том, что:

— рычаг переключения передач пе­реведен в нейтральное положе­ние;
— автомобиль зафиксирован стоя­ночным тормозом;
— перед автомобилем или за ним нет людей.

При работе двигателя (особенно на пусковых режимах) выделяется оксид углерода — ядовитый газ без цвета и запаха. Отравиться оксидом углерода (угарным газом) можно даже в открытом гараже, поэтому перед запуском двигателя обеспечьте принудительную вытяжку отработавших газов за пределы гаража. При ее отсутствии можно запускать двигатель на короткое время, надев на выпускную трубу отрезок шланга и выведя его за пределы гаража (при этом система выпуска и ее соединение со шлангом должны быть герметичны!).

Нельзя заряжать аккуму­ляторную батарею вблизи открытых источников огня и выполнять работы, кото­рые могут вызвать искрообразование.

По окончании зарядки в первую очередь следует отключить от сети зарядное устройство. Только после этого можно отсоединить провода зарядного устройства от выводов аккумуляторной батареи.
Во избежание появления сильной искры при снятии клемм проводов с выводов аккумуляторной бата­реи на автомобиле предваритель­но следует выключить зажигание. Но стоит помнить, что и после этих мер возникновение искры все-таки возможно, т. к. электронный блок управления двигателем и некото­рые другие элементы электрообо­рудования постоянно находятся под напряжением.

Будьте осторожны при обслужива­нии аккумуляторной батареи, ис­пользуйте резиновые перчатки, защитные очки. При попадании на открытые участки кожи электро­лит вызывает жжение и покрас­нение.

Нельзя смывать электролит водой с мылом.

Смывать электролит следует большим количеством холодной воды. Руки ополосните в растворе питьевой соды или нашатырного спирта. При попадании электро­лита в глаза промойте их и обяза­тельно обратитесь к врачу. На поверхности АКБ всегда есть «плёнка» электролита. Пом­ните, что серная кислота даже в малых концентрациях разруша­ет органические волокна. Береги­те одежду!

Перед проведением работ под ав­томобилем наденьте защитные оч­ки, предохраняющие глаза от по­падания песка, и головной убор. Используйте защитные очки также при работе с электрической дре­лью, отрезной машинкой и элек­троточилом.

Приступая к ремонту цепей элек­трооборудования, выполнению сварочных работ на кузове, рих­товке вблизи жгутов проводов, от­соединяйте клемму «минусового» провода от вывода аккумулятор­ной батареи.
В связи с возможностью пораже­ния электрическим током при включенном зажигании не отсо­единяйте высоковольтные провода системы зажигания.
Работающие механизмы и их при­воды — источники повышенной опасности. Не касайтесь руками и одеждой вращающихся деталей. Работы с электровентилятором сис­темы охлаждения двигателя выпол­няйте, только обесточив цепи его питания (например отсоединив ко­лодку проводов от вентилятора). Выполняя работу вблизи радиатора системы охлаждения, соблюдайте осторожность: его пластины очень острые. Во избежание порезов вы­полняйте работы в кожаных пер­чатках либо прикройте радиатор куском картона или фанеры.

Не используйте неисправные инст­рументы: рожковые ключи с рас­крывшимся «зевом» или смятыми губками (накидные ключи и инст­рументальные головки предпочти­тельнее рожковых ключей), от­вертки с изношенными лезвиями, пассатижи с незакрепленными пластмассовыми ручками, молот­ки с плохо насаженными наконеч­никами и т. п. Для защиты рук от порезов и ушибов надевайте за­щитные перчатки (лучше кожа­ные). Тянуть ключ на себя правиль­нее, чем нажимать на него, — меньше риск получить травму.
Чтобы избежать падения автомо­биля с домкрата, задействуйте сто­яночный тормоз, а под колеса под­ложите упоры. Работу желательно выполнять на ровной площадке. Устанавливая под порог домкрат, используйте только места, опре­деленные заводом-изготовите­лем, убедитесь, что они не имеют зна­чительных механических повреж­дений и не поражены сквозной коррозией. Пользуйтесь только исправным домкратом.

Читайте также:  Ремонт боковой поддержки сидений

Не работайте под автомоби­лем, если он вывешен только на домкрате, — для страховки обязательно используйте опор­ную стойку.

После замены тормозных колодок перед началом движения несколь­ко раз нажмите педаль тормоза, чтобы выбрать зазоры между ко­лодками и тормозными дисками (барабанами). Иначе в экстренной ситуации вы не сможете затормо­зить автомобиль одним нажатием педали.

Во время проведения ремонта в моторном отсеке и снизу автомо­биля можно получить термичес­кие ожоги от неостывших радиато­ра, термостата, головки блока ци­линдров, выпускного коллектора, элементов системы выпуска отра­ботавших газов и особенно ката­литического нейтрализатора. По этой же причине не открывайте пробку расширительного бачка на горячем двигателе — возможен выброс охлаждающей жидкости и ее паров.
При попадании ядовитой жидко­сти (бензина, охлаждающей, тор­мозной и стеклоомывающей жид­кости) на кожу, удалите ее чистой ветошью и смойте большим коли­чеством воды, а при попадании внутрь организма следует немед­ленно обратиться к врачу.

Отработанные моторное и транс­миссионное масла содержат кан­церогенные соединения. Замас­ленные руки вытрите ветошью, за­тем, нанеся на них специальное средство для чистки рук (или под­солнечное масло), вымойте теп­лой водой с мылом. Нельзя мыть замасленые руки горячей водой: вредные вещества легко проника­ют через кожу!
Любые работы, связанные с систе­мой кондиционирования воздуха, необходимо выполнять в хорошо проветриваемом помещении — хладагент, используемый в этих си­стемах, тяжелее воздуха и при утечке может скапливаться в уг­лублениях пола, например в смот­ровой канаве. Избегайте попада­ния хладагента на кожу, в глаза или дыхательные пути. Если это произошло, промойте глаза или пораженные участки кожи боль­шим количеством воды, после че­го незамедлительно обратитесь в медицинское учреждение.

Хладагент разлагается при контакте с пламенем и при воздействии высокой тем­пературы, выделяя токсич­ные вещества, а сжатый в смеси с воздухом образует горючую смесь.

Берегите окружающую среду — отработанные материалы склады­вайте в специальные контейнеры для утилизации. Бензин, масла, ре­зинотехнические изделия, пласт­массы, тормозная жидкость, свин­цовые пластины аккумуляторных батарей и т. п. не разлагаются ес­тественным путем и требуют про­мышленной переработки.

А самое главное, берегите себя и своих близких.

Источник

Инструкция по охране труда при ремонте автомобилей

Общество с ограниченной ответственностью «Пион»

Согласовано

Утверждаю

председатель профсоюза работников

Сидоров Сидоров П.П.

Воронов Воронов А.В.

ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при ремонте автомобилей

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция содержит требования по охране труда, которые следует соблюдать работникам, выполняющим ремонт автомобилей.

1.2. К выполнению работы по ремонту автомобилей допускаются работники:

  • не моложе 18 лет;
  • прошедшие медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья;
  • имеющие необходимую профессиональную подготовку;
  • прошедшие обучение и стажировку на рабочем месте;
  • прошедшие вводный и первичный инструктажи на рабочем месте;
  • прошедшие инструктажи по охране труда;
  • получившие допуск к самостоятельной работе.

1.3. Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен периодически, не реже одного раза в год, проходить проверку знаний требований охраны труда.

1.4. Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен не реже одного раза в три месяца должен проходить повторный инструктаж по охране труда. В случае нарушения требований безопасности труда, при перерыве в работе более чем на 30 календарных дней, он должен пройти внеплановый инструктаж.

1.5. Работник, показавший неудовлетворительные знания и навыки безопасного выполнения работ по ремонту автомобилей, к самостоятельной работе не допускается.

1.6. Работник, выполняющий ремонт автомобилей, должен:

  • соблюдать правила внутреннего трудового рас­порядка;
  • соблюдать установленные режимы труда и отдыха;
  • не допускать посторонних лиц на свое рабочее место;
  • содержать рабочее место в чистоте;
  • пользоваться спецодеждой;
  • помнить, что нельзя находиться на рабочем месте в состоянии алкогольного и(или) наркотического опьянения. Курить допускается только в местах, предназначенных для этого;
  • принимать пищу только в специально отведенном месте.

1.7. Работник должен знать:

  • инструкцию по охране труда при ремонте автомобилей;
  • требования охраны труда;
  • знать и уметь оказывать первую медицинскую помощь;
  • знать правила применения первичных средств пожаротушения и правила поведения при пожаре;
  • устройство и назначение различных автомобилей, в том числе и специальных;
  • правила безопасности при сборке автомобилей, ремонте деталей, узлов, агрегатов и приборов;
  • безопасные приемы разборки, сборки, снятия и установки приборов и агрегатов электрооборудования;
  • назначение и свойства охлаждающих и тормозных жидкостей, масел и топлива;
  • правила применения пневмо- и электроинструмента и меры безопасности при работе слесарным инструментом;
  • вредные и опасные факторы, которые могут негативно повлиять на здоровье работника;
  • правила применения спецодежды и СИЗ.

1.8. Работник, направленный для участия в несвойственных его профессии работах, должен пройти целевой инструктаж по безопасному выполнению предстоящих работ.

1.9. Работнику запрещается пользоваться инструментом, приспособлениями и оборудованием, безопасному обращению с которым он не обучен.

1.10. Во время работы по ремонту автомобилей на работника могут оказывать неблагоприятное воздействие в основном следующие опасные и вредные производственные факторы:

  • движущиеся автомобили, машины и механизмы, а также части применяемого инструмента, приспособлений, оборудования;
  • повышенное скольжение вследствие замасливания, увлажнения поверхности пола, обуви;
  • нагретые до высокой температуры части двигателя;
  • горячий пар и охлаждающая двигатель жидкость;
  • повышенная загазованность и запыленность воздуха;
  • повышенная концентрация паров топлива в воздухе, в том числе высокотоксичного этилированного бензина;
  • неблагоприятные микроклиматические условия;
  • недостаточная освещенность рабочей зоны;
  • вредные вещества, входящие в состав масел, топлива, электролита, тормозной жидкости и др;
  • вывешенная масса автомобиля при работе под ним;
  • острые кромки, заусенцы, шероховатости на поверхности деталей и узлов автомобиля, инструмента;
  • электрический ток, путь которого в случае замыкания может пройти через тело человека;
  • физические перегрузки;
  • неудобная рабочая поза.

1.11. Работникам, выполняющим работу по ремонту автомобилей, полагается следующая спецодежда и СИЗ:

При выполнении работ по разборке двигателей, транспортировке, переноске и промывке деталей двигателей, работающих на этилированном бензине:

При выполнении работ по разборке, ремонту и техническому обслуживанию автомобилей и агрегатов:

При работе с этилированным бензином дополнительно:

На наружных работах зимой дополнительно:

Куртка хлопчатобумажная на утепляющей прокладке

Брюки хлопчатобумажные на утепляющей прокладке

1.12. Работнику необходимо помнить о токсичности химических веществ, входящих в состав топлива, масел, тормозной жидкости и др. и соблюдать правила личной гигиены, в том числе перед приемом пищи необходимо тщательно мыть руки с мылом, особенно это относится к работе с этилированным бензином.

1.13. Для предупреждения возможности возникновения пожара работник должен соблюдать требования пожарной безопасности сам и не допускать нарушения этих требований другими работниками.

1.14. В случае заболевания, плохого самочувствия, недостаточного отдыха работнику следует сообщить о своем состоянии непосредственному руководителю и обратиться за медицинской помощью.

1.15. Если с кем-либо из работников произошел несчастный случай, то пострадавшему необходимо оказать первую помощь, сообщить о случившемся руководителю и сохранить обстановку происшествия, если это не создает опасности для окружающих.

1.16. Работник, допустивший нарушение или невыполнение требований инструкции по охране труда, несет ответственность согласно действующему законодательству РФ.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Перед началом работ по ремонту автомобиля работник должен надеть спецодежду, спецобувь и СИЗ.

2.2. Спецодежда должна быть соответствующего размера, чистой и не стеснять движений.

2.3. Прежде чем приступать к работе следует проверить состояние рабочего места. Если оно не убрано или загромождено, необходимо принять меры к очистке и привести его в порядок.

2.4. Перед установкой на пост для технического обслуживания и ремонта автомобиль должен быть очищен от грязи, снега и вымыт.

2.5. Автомобиль, установленный на напольный пост, должен быть закреплен установкой под колеса упорных колодок и заторможен стояночным тормозом. При этом рычаг коробки передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче.

Читайте также:  Ауди 100 ремонт шаровой

2.6. Перед тем, как приступить к работе под автомобилем, на рулевое колесо необходимо повесить знак безопасности с надписью «Двигатель не запускать, работают люди!».

2.7. Перед обслуживанием автомобиля, поднятого на подъемнике, на механизме управления подъемником следует вывесить знак безопасности с надписью «Не трогать! Под автомобилем работают люди!».

2.8. Перед ремонтом днища автомобиля на поворотном стенде (опрокидывателе) необходимо надежно закрепить автомобиль, слить бензин из топливного бака и охлаждающую жидкость из системы охлаждения, плотно закрыть маслоналивную горловину двигателя и снять аккумуляторную батарею.

2.9. Перед снятием двигателя, коробки передач, заднего моста, радиатора и других агрегатов или деталей, связанных с системами смазки и охлаждения автомобиля, необходимо предварительно слить масло и охлаждающую жидкость, не допуская их расплескивания и проливания.

2.10. Перед началом работы нужно осмотреть инструмент, машины, механизмы, которые будут использоваться в работе, и убедиться в их исправности.

2.11. Размеры зева (захвата) гаечных ключей не должны превышать размеров головок болтов (граней гаек) более чем на 0,3 мм. При этом не допускается применение подкладок при зазоре между плоскостями губок и головок болтов или гаек более допустимого. Рабочие поверхности гаечных ключей не должны иметь сбитых скосов, а рукоятки — заусенцев. При отворачивании и заворачивании гаек и болтов запрещается удлинять гаечные ключи дополнительными рычагами, вторыми ключами или трубами. При необходимости нужно применять ключи с длинными рукоятками.

2.12. Раздвижные ключи не должны быть ослаблены в подвижных частях.

2.13. Отвертка должна выбираться по ширине рабочей части (лопатки), зависящей от размера шлица в головке винта или шурупа.

2.14. Поверхности металлических ручек клещей должны быть гладкими (без вмятин, зазубрин и заусенцев).

2.15. Бойки молотков должны иметь гладкую, слегка выпуклую поверхность без косины, сколов, выбоин, трещин и заусенцев.

2.16. Рукоятки молотков и другого инструмента ударного действия должны изготовляться из сухой древесины твердых лиственных пород (березы, дуба, бука, клена, ясеня, рябины) без сучков и косослоя или из синтетических материалов, обеспечивающих эксплуатационную прочность и надежность в работе. Рукоятки должны иметь по всей длине в сечении овальную форму, быть гладкими и не иметь трещин. К свободному концу рукоятки должны несколько утолщаться во избежание выскальзывания из рук, ось рукоятки должна быть строго перпендикулярна продольной оси инструмента. Клинья для укрепления инструмента на рукоятке должны выполняться из мягкой стали и иметь насечки (ерши).

2.17. Работать инструментом, рукоятки которого посажены на заостренные концы (напильники, шаберы и др.) без металлических бандажных колец, запрещается.

2.18. Инструмент ударного действия (зубила, бородки, просечки, керны и др.) должен иметь гладкую затылочную часть без трещин, заусенцев, наклепа и скосов; на рабочем конце инструмента не должно быть повреждений.

2.19. Перед использованием режущего инструмента следует проверить его состояние и надежность крепления. Использование режущего инструмента с дефектами не допускается.

2.20. Перед началом работы нужно убедиться в достаточности и равномерности освещения рабочего места.

2.21. Переносные светильники должны питаться малым (до 42 В) напряжением.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. При выполнении ремонтных работ следует пользоваться только исправным инструментом.

3.2. Ручной слесарный инструмент должен быть, по возможности, закреплен за работником для индивидуального пользования.

3.3. Инструмент на рабочем месте должен быть расположен так, чтобы исключалась возможность его скатывания и падения.

3.4. Для предотвращения возможности попадания в глаза твердых частиц при работе инструментом ударного действия необходимо пользоваться защитными очками.

3.5. При необходимости подъема части автомобиля домкратом нужно выполнить следующие меры безопасности:

  • установить под колеса, которые не предполагается поднимать, упорные колодки;
  • при вывешивании автомобиля на грунтовой поверхности необходимо выровнять место установки домкрата, подложить широкую деревянную подкладку и установить на нее домкрат в строго вертикальном положении;
  • подъем автомобиля следует осуществлять плавно, без рывков;
  • при выполнении работ, связанных со снятием колес, под поднятый автомобиль необходимо подставить козелки; нельзя применять для этой цели случайные предметы (ящики, камни, диски колес, доски и т. п.);
  • при установке козелков с обеих сторон вывешенной части автомобиля следует применять козелки только одинаковой высоты и устанавливать их в местах, предусмотренных инструкцией по эксплуатации ремонтируемого автомобиля;
  • увеличивать высоту козелков с помощью досок, кирпичей и других посторонних предметов запрещается.

3.6. Запрещается находиться под автомобилем при работающем двигателе. При этом недопустимо испытывать тормозную систему.

3.7. Для работы в положении лежа под автомобилем во избежание простудных заболеваний из-за переохлаждения организма следует пользоваться специальным лежаком.

3.8. Для отворачивания и заворачивания гаек и футорок крепления колес грузовых автомобилей (автобусов) следует пользоваться специальными ключами. При этом нужно занять устойчивое положение и надежно наложить ключ на грани гайки.

3.9. При демонтаже шины с диска колеса воздух из камеры должен быть полностью стравлен. Запрещается производить демонтаж шины, плотно приставшей к ободу колеса, с помощью кувалды или молотка.

3.10. При монтаже шины на диск колеса замочное (стопорное) кольцо должно надежно входить в выемку обода всей своей внутренней поверхностью. Во время накачивания шины запрещается осаживать замочное кольцо молотком или кувалдой, при этом следует пользоваться предохранительной вилкой, предохраняющей слесаря от удара при выскакивании замочного кольца.

3.11. Во время работы спереди и сзади автомобиля, а также для перехода через смотровую яму следует пользоваться переходными мостками, а для спуска в яму и подъема из нее — специально установленными в ней лестницами.

3.12. При пользовании гаечными ключами во время смазочно-заправочных работ следует остерегаться соскальзывания ключа, правильно накладывать ключ на гайку.

3.13. При необходимости проворачивания карданного вала автомобиля или коленчатого вала двигателя нужно убедиться в том, что зажигание выключено или перекрыта подача топлива на автомобиле с дизельным топливом, а рычаг переключения передач установлен в нейтральное положение.

3.14. Снятие с автомобиля деталей и агрегатов, заполненных жидкостями, следует производить только после удаления (слива) этих жидкостей.

3.15. При мойке автомобильных агрегатов и деталей требуется соблюдать следующие меры безопасности:

  • детали двигателя, работавшего на этилированном бензине, разрешается промывать только после нейтрализации отложений тетраэтилсвинца в нейтрализующей жидкости;
  • концентрация щелочного раствора должна быть не более 2-5 %;
  • промывку деталей следует осуществлять при включенной вентиляции;
  • после мойки деталей щелочным раствором обязательна их промывка горячей водой.

3.16. Нужно помнить о том, что этилированный бензин является высокотоксичным веществом и действует отравляюще на организм при вдыхании его паров, загрязнении им тела, одежды, попадании его в организм с пищей и питьевой водой.

3.17. Для предупреждения отравления автомобильной тормозной жидкостью не разрешается засасывать ее ртом при переливании из одной тары в другую с помощью шланга. Не следует курить и принимать пищу во время работы с тормозной жидкостью, а по окончании работы с ней необходимо тщательно вымыть руки с мылом.

3.18. Для того чтобы избежать ожогов рук и лица паром или горячей охлаждающей жидкостью, пробку радиатора на горячем двигателе следует открывать в рукавицах или накрыв ее ветошью (тряпкой). Пробку нужно открывать осторожно, не допуская интенсивного выхода пара в сторону работника.

3.19. При ремонте топливной аппаратуры продувку клапанов, трубок, жиклеров необходимо производить воздухом с помощью насоса. Не следует продувать их ртом.

3.20. Испытание тормозов автомобиля необходимо осуществлять на стенде. Допускается проведение испытания на специальной площадке при условии обеспечения безопасности людей в случае неисправности тормозов.

3.21. Снятие и установку рессор следует осуществлять после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков).

3.22. Ремонт и замену подъемного механизма грузовой платформы автомобиля необходимо проводить после установки под платформу дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания платформы.

3.23. При работе с аккумуляторной батареей следует соблюдать осторожность, поскольку в состав электролита входит серная кислота, способная при попадании на кожу или в глаза вызвать сильный химический ожог.

Читайте также:  Ремонт телевизоров лджи в новосибирске

3.24. Поскольку во время подзарядки аккумулятора выделяется водород, который в смеси с кислородом воздуха может образовать взрывоопасную смесь, курить и пользоваться открытым огнем не разрешается. При этом аккумуляторные пробки должны быть открыты. Во время подзарядки не следует близко наклоняться к аккумулятору во избежание химического ожога лица брызгами электролита.

3.25. При запуске двигателя автомобиль следует затормозить стояночным тормозом, рычаг коробки передач установить в нейтральное положение.

3.26. При запуске двигателя пусковой запрещается применять дополнительные рычаги, а также брать рукоятку в обхват кистью руки. Поворот рукоятки необходимо осуществлять снизу вверх.

3.27. При работе с паяльной лампой нужно соблюдать следующие меры безопасности:

  • паяльную лампу перед разжиганием следует проверить. Лампа должна иметь резервуар без трещин и запаек легкоплавким припоем;
  • наливать в резервуар паяльной лампы керосин или бензин не более чем на 3/4 его вместимости;
  • заполнять лампу только той горючей жидкостью, для работы на которой она предназначена;
  • заворачивать пробку наливной горловины не менее чем на четыре нитки;
  • не накачивать чрезмерно паяльную лампу во избежание ее взрыва;
  • не разжигать паяльную лампу путем подачи горючего на горелку;
  • стравливать давление воздуха из резервуара лампы через наливную пробку только после того, как лампа погашена и ее горелка остыла;
  • не наливать и не выливать горючее, не разбирать лампу вблизи огня.

3.28. Пайку или сварку емкостей из-под ГСМ необходимо осуществлять только после полного удаления этих веществ и их паров путем специальной обработки (например, пропаривания).

3.29. Работающий с ручным электроинструментом, должен знать о том, что по степени защиты электроинструмент выпускается следующих классов:

  • I — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют изоляцию, и штепсельная вилка имеет заземляющий контакт;
  • II — электроинструмент, у которого все детали, находящиеся под напряжением, имеют двойную или усиленную изоляцию;
  • III — электроинструмент на номинальное напряжение не выше 42 В, у которого ни внутренние, ни внешние цепи не находятся под другим напряжением.

3.30. Электроинструмент, питающийся от сети, должен быть снабжен гибким несъемным кабелем (шнуром) со штепсельной вилкой. Кабель в месте ввода в электроинструмент должен быть защищен от истирания и перегибов эластичной трубкой из изоляционного материала; трубка должна быть закреплена в корпусных деталях электроинструмента и выступать из них на длину не менее пяти диаметров кабеля.

3.31. Во время работы кабель электроинструмента должен быть защищен от случайного повреждения и соприкосновения с металлическими горячими, влажными и масляными поверхностями или предметами.

3.32. При пользовании электроинструментом его кабель не следует натягивать, перекручивать и перегибать, а также ставить на него груз. Кабель по возможности нужно подвешивать.

3.33. Устанавливать рабочую часть электроинструмента в патрон и изымать ее из патрона, а также регулировать инструмент следует только после отключения его от сети штепсельной вилкой и полной остановки.

3.34. Удалять стружку или опилки руками во время работы электроинструмента запрещается. Стружку следует удалять только после полной остановки инструмента.

3.35. При работе электродрелью предметы, подлежащие сверлению, необходимо надежно закреплять.

3.36. Во избежание травмирования касаться руками вращающегося режущего инструмента запрещается.

3.37. Не следует оставлять без надзора электроинструмент, присоединенный к сети, а также передавать его лицам, не имеющим права с ним работать.

3.38. При работе ручным пневмоинструментом нужно знать и выполнять следующие требования безопасности:

  • для пневматического инструмента должны применяться гибкие шланги. Не следует использовать шланги, имеющие повреждения;
  • присоединять шланги к пневматическому инструменту и соединять их между собой необходимо с помощью ниппелей или штуцеров и стяжных хомутов. Крепить шланги проволокой запрещается;
  • на воздухоподводящем трубопроводе должна быть запорная арматура, подключение шланга к магистрали и инструменту, а также его отсоединение должны производиться при закрытой запорной арматуре;
  • клапан включения пневматического инструмента должен легко и быстро открываться и закрываться и не пропускать воздух в закрытом положении;
  • шланг, подводящий сжатый воздух к пневмоинструменту, должен быть размещен так, чтобы была исключена возможность случайного повреждения или наезда на него транспорта. Натягивать и перегибать шланги пневмоинструмента во время работы запрещается. Не допускается также пересечение их тросами, кабелями и рукавами газосварки;
  • при работе пневматическим инструментом держать его за рабочую часть запрещается. Переносить пневматический инструмент разрешается только за рукоятку. Использовать для этой цели шланг или рабочую часть инструмента нельзя;
  • при перерывах в работе, обрыве шлангов и всякого рода неисправностях следует немедленно прекратить доступ сжатого воздуха к пневматическому инструменту (закрыть запорную арматуру).

3.39. При работе на ручных ножницах нужно выполнять следующую последовательность выполнения операций и меры предосторожности:

  • положить лист на стол до упора;
  • одной рукой прижать лист к поверхности стола, другой рукой опустить рычаг-ножедержатель.

3.40. Во время резки металла на ножницах нужно следить за плотным прилеганием листа к столу ножниц, а также за состоянием ножей: ножи должны быть сухими.

3.41. При заточке слесарного инструмента и деталей на заточном станке нужно соблюдать следующие требования безопасности:

  • для защиты людей в случае разрыва абразивного круга он должен быть заключен в стальной защитный кожух с открытой частью, необходимой для работы;
  • работа со снятым кожухом и нахождение в плоскости вращения круга запрещается;
  • затачиваемый предмет должен подводиться плавно, без ударов. Нажимать на круг следует без усилий;
  • не допускается тормозить вращающийся круг нажатием на него каким-либо предметом;
  • обрабатывать мелкие детали следует с применением специальных приспособлений и оправок, исключающих возможность ранения рук;
  • для предупреждения несчастных случаев, связанных с вырыванием обрабатываемой детали из рук, необходимо деталь устойчиво располагать на подручнике и надежно удерживать в руках;
  • заточный станок с горизонтальной осью вращения круга должен быть оборудован защитным экраном со смотровым окном;
  • для предупреждения травмирования глаз отлетающими с большой скоростью твердыми частицами необходимо пользоваться защитными очками.

3.42. При управлении грузоподъемной машиной с пола (например, при снятии двигателя с автомобиля), строповке и перемещении груза нужно выполнять следующие требования безопасности:

  • обвязку груза нужно производить так, чтобы исключить возможность выпадения отдельных его частей и обеспечить устойчивое положение при перемещении;
  • при подъеме и опускании груза вблизи частей оборудования нельзя находиться самому и следить, чтобы не было других людей между грузом и частями оборудования;
  • при обнаружении неправильной и ненадежной обвязки груза его следует опустить и произвести строповку вновь;
  • груз нужно поднимать плавно, без раскачивания. Нельзя перемещать груз над людьми.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

4.1. В случае возникновения возгорания или пожара необходимо немедленно сообщить об этом в пожарную часть по телефону 112, предупредить окружающих людей и принять меры для тушения пожара, действовать согласно пожарной инструкции по спасению людей и имущества.

4.2. При несчастном случае необходимо в первую очередь освободить пострадавшего от травмирующего фактора. При освобождении пострадавшего от действия электрического тока следите за тем, чтобы самому не оказаться в контакте с токоведущей частью и под напряжением тока.

4.3. Пострадавшему необходимо оказать первую медицинскую помощь, вызвать скорую помощь по телефону 03 или 112. Сообщить администрации о произошедшем случае.

4.4. При травмировании, отравлении или внезапном заболевании прекратить работу и обратиться за помощью к медицинскому работнику, в случае его отсутствия оказать себе или другим пострадавшим первую доврачебную мед. помощь и сообщить о случившемся руководителю, действовать по его указанию.

5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. По окончании работ по ремонту автомобиля следует:

  • отключить от электросети электрооборудование, выключить местную вентиляцию;
  • привести в порядок рабочее место. Убрать приспособления, инструмент в отведенное для них место;
  • если автомобиль остается на специальных подставках (козелках), проверить надежность его установки. Запрещается оставлять автомобиль, агрегат вывешенным только подъемным механизмом;
  • снять спецодежду, спецобувь, СИЗ и убрать их в предназначенное для них место. Своевременно сдавать специальную одежду и другие средства индивидуальной защиты в химчистку (стирку) и ремонт;
  • умыться и вымыть руки с антибактериальным моющим средством;
  • о всех недостатках, обнаруженных во время работы, известить своего непосредственного руководителя.

Источник

Adblock
detector