Меню

Учебник синельников основы технологии производства и ремонта автомобилей

Основы технологии производства и ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования

  • Артикул: 00-01026749
  • Автор: Синельников А.Ф.
  • ISBN: 978-5-4468-0308-8
  • Обложка: Твердый переплет
  • Издательство: Академия (все книги издательства)
  • Серия: Учебник для ВУЗов (все книги серии)
  • Бакалавриат
  • Город: Москва
  • Страниц: 320
  • Формат: А5 (148×210 мм)
  • Год: 2014

Учебник создан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по направлению подготовки «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов» (квалификация «бакалавр»).
Рассмотрены вопросы технологической подготовки производства и ремонта современных конструкций транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования, а также проектирования ремонтных предприятий. Приведены сведения о технологии изготовления деталей и сборки из них транспортных и транспортно-технологически машин и оборудования. Описаны основные способы восстановления потребительских свойств деталей машин.
Для студентов учреждений высшего образования.
Содержание
Предисловие
Введение
Раздел I. Строение и функционирование транспортно-технологических машин и оборудования
Глава 1. Продукция машиностроительного производства как сложная техническая система
1.1. Функциональное, конструктивное и техническое деление
транспортно-технологических машин и оборудования
1.2. Деталь — элементарная составная часть изделия
1.3. Материалы, применяемые в машиностроении
1.4. Характеристика видов соединения деталей в сборочные единицы
Глава 2. Старение и надежность машин и оборудования
2.1. Характеристика процессов, происходящих в транспортных и транспортно-технологических машинах и оборудовании
2.2. Изменение технического состояния ТиТТМО в процессе их старения
2.3. Надежность продукции машиностроения
Раздел II. Основы технологической подготовки машиностроительного производства
Глава 3. Организационно-технологические основы производства машин
3.1. Характеристика машиностроительных производств
3.2. Производственный и технологические процессы и их элементы
3.3. Организация производственных процессов машиностроительных производств
Глава 4. Базирование деталей
4.1. Базирование и виды баз
4.2. Правила выбора баз
4.3. Станочные приспособления и их элементы
4.4. Проектирование приспособлений
Глава 5. Точность обработки
5.1. Общие сведения о точности обработки
5.2. Факторы, определяющие погрешности механической обработки
5.3. Погрешности, зависящие от жесткости технологической системы
5.4. Статистические методы оценки точности обработки
Глава 6. Качество поверхности
6.1. Характеристики детали, связанные с качеством ее поверхности
6.2. Способы определения качества поверхности
6.3. Формирование качества поверхности методами технологического воздействия
6.4. Влияние качества поверхности на эксплуатационные свойства деталей
Глава 7. Припуски на механическую обработку
7.1. Общие сведения о припусках на обработку
7.2. Методы определения припуска на обработку
7.3. Определение размеров заготовки
Глава 8. Заготовки и технологические способы их обработки
8.1. Заготовки и их виды
8.2. Механическая обработка заготовок
8.3. Методы получения зубьев и шлицов на деталях
Глава 9. Проектирование технологических процессов
9.1. Виды технологических процессов
9.2. Типизация и стандартизация технологических процессов
9.3. Технологические процессы изготовления основных деталей двигателя машин
9.4. Особенности проектирования технологических процессов сборки
9.5. Оформление документации технологических процессов
Глава 10. Техническое нормирование
10.1. Задачи и методы технического нормирования
10.2. Классификация затрат рабочего времени и состав норм времени
10.3. Нормирование станочных работ
10.4. Нормирование слесарных и сборочно-разборочных работ
10.5. Нормирование сварочных, гальванических и окрасочных работ
Раздел III. Ремонт транспортно-технологических машин и оборудования
Глава 11. Классификация ремонтных воздействий, организация ремонта и приемка машин и оборудования в ремонт
11.1.Система, виды и методы ремонта машин и оборудования
11.2. Технология ремонта транспортных и транспортно-технологических машин и оборудования
11.3. Прием машин и оборудования в ремонт
Глава 12. Разборочно-мосчные работы
12.1. Разборка машин
12.2. Мойка и очистка объектов ремонта
12.3. Промышленная и экологическая безопасность работ
Глава 13. Дефектация и сортировка деталей
13.1. Сущность процесса дефектации и сортировки деталей
13.2. Способы определения дефектов деталей
13.3. Сортировка деталей по маршрутам восстановления
Глава 14. Способы восстановления деталей
14.1. Классификация способов восстановления деталей
14.2. Восстановление деталей механической обработкой
14.3. Восстановление деталей пластическим деформированием
14.4. Восстановление деталей сваркой и наплавкой
14.5. Пайка при восстановлении деталей и сборочных единиц
14.6. Восстановление деталей напылением
14.7. Гальванические способы восстановления деталей
14.8. Восстановление деталей синтетическими материалами
14.9. Упрочнение поверхностей при восстановлении деталей
Глава 15. Проектирование технологических процессов восстановления деталей
15.1. Выбор рационального способа восстановления деталей
15.2. Этапы и исходные данные для проектирования процессов
15.3. Технологические процессы восстановления основных деталей транспортных и транспортно технологических машин и оборудования
Глава 16. Комплектование деталей и сборка машин и оборудования
16.1. Назначение и сущность процесса комплектования деталей
16.2. Методы обеспечения точности сборки
16.3. Виды неуравновешенности и способы устранения дисбаланса изделий
16.4. Технология сборки типовых соединений
16.5. Сборка машин и агрегатов
Глава 17. Окрасочные работы
17.1. Общие сведения о лакокрасочных покрытиях
17.2. Подготовка материалов и поверхностей к окрашиванию
17.3. Способы нанесения и виды распыления лакокрасочных материалов
17.4. Сушка лакокрасочных покрытий
17.5. Ремонтное окрашивание машин и оборудования
17.6. Контроль качества окраски 265
Глава 18. Испытания, контроль качества и выдача машин и оборудования из ремонта
18.1. Приработка и испытания машин, оборудования и их агрегатов
18.2. Контроль качества продукции
18.3. Выдача машин и оборудования из ремонта
Раздел IV. Основы проектирования ремонтных предприятий
Глава 19. Определение основных характеристик предприятия
19.1. Общие сведения о проектировании предприятий
19.2. Производственная программа и режим работы предприятия
19.3. Расчет трудоемкостей и годового объема работ
19.4. Расчет численности рабочих, рабочих мест, оборудования и площадей
19.5. Определение потребности в основных видах энергии
Глава 20. Проектирование участков основного производства
20.1. Состав предприятия и основы планировки участков
20.2. Участки 1-го класса
20.3. Участки 2-го класса
20.4. Участки 3-го класса
Заключение
Список литературы

Читайте также:  Ремонт сотовых телефонов в ярославле во фрунзенском районе

Источник

Основы технологии производства и ремонта автомобилей

для студентов специальностей

Содержание

Глава 1 мойка и очистка деталей 6

1.1. ВИДЫ И ХАРАКТЕР ЗАГРЯЗНЕНИЙ ДЕТАЛЕЙ 6

1.2. МОЮЩИЕ СРЕДСТВА 10

1.3. ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ МОЙКИ И ОЧИСТКИ 17

1.4. ОХРАНА ТРУДА И ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 25

Глава 2 дефектация и сортировка деталей 30

2.1. СУЩНОСТЬ ДЕФЕКТАЦИИ И СОРТИРОВКИ ДЕТА ЛЕЙ 30

2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ ДЕТАЛЕЙ 31

2.3. МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ РАЗМЕРОВ, ФОРМЫ И ВЗАИМНОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ 34

2.4. МЕТОДЫ ОБНАРУЖЕНИЯ СКРЫТЫХ ДЕФЕКТОВ 41

2.5. ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАСТКА ДЛЯ ДЕФЕКТАЦИИ 64

2.5.1. Рентгеновский и гамма-методы 64

2.5.2. Капиллярный метод Аппаратура и приспособления. 66

2.5.3. Ультразвуковой метод 68

2.5.4. Магнитопорошковый метод 70

2.5.5. Импедансный метод 74

2.5.6. Велосимметрический метод 77

2.5.7. Метод вихревых токов 79

2.6. СОРТИРОВКА ДЕТАЛИ ПО ГРУППАМ ГОДНОСТИ И ПО МАРШРУТАМ ВОССТАНОВЛЕНИЯ 82

Глава 3 классификация способов восстановления деталей 87

3.1. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ 87

3.2. СПОСОБЫ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ 88

Глава 4 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ОБРАБОТКОЙ ПОД РЕМОНТНЫЙ РАЗМЕР 93

4.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СПОСОБА 93

4.2. МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ И ЧИСЛА РЕМОНТНЫХ РАЗМЕРОВ 94

4.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 97

Глава 5 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПОСТАНОВКОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ РЕМОНТНОЙ ДЕТАЛИ 105

5.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ СПОСОБА 105

1.2. СПОСОБЫ КРЕПЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ РЕМОНТНЫХ ДЕТАЛЕЙ 108

1.3. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 111

Глава 6 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИЕЙ 123

6.1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИЕЙ 123

6.2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ СПОСОБОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИЕЙ 125

6.3. ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАСТКА ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИЕЙ 152

6.4. РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ ПЛАСТИЧЕСКОЙ ДЕФОРМАЦИЕЙ 162

Глава 7 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ЭЛЕКТРОДУГОВОЙ СВАРКОЙ И НАПЛАВКОЙ 166

7.1. КЛАССИФИКАЦИЯ СПОСОБОВ ВАРКИ 166

Читайте также:  Ремонт водяных помп грузовых автомобилей

7.2. ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОДУГОВОЙ СВАРКИ 168

7.3. СВАРКА И НАПЛАВКА ПОД СЛОЕМ ФЛЮСА 173

7.4. СВАРКА И НАПЛАВКА В ЗАЩИТНЫХ ГАЗАХ 183

7.5. ВИБРОДУГОВАЯ НАПЛАВКА ДЕТАЛЕЙ 195

7.6. СВАРКА ЧУГУННЫХ ДЕТАЛЕЙ 198

Глава 8 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ПЕРСПЕКТИВНЫМИ СПОСОБАМИ СВАРКИ И НАПЛАВКИ 204

8.1. ЭЛЕКТРОКОНТАК1НАЯ ПРИВАРКА МЕТАЛЛИЧЕСКОГО СЛОЯ 204

8.2. ИНДУКЦИОННАЯ НАПЛАВКА 210

8.3. ЛАЗЕРНАЯ СВАРКА И НАПЛАВКА 230

Глава 9 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ГАЗОТЕРМИЧЕСКИМ НАПЫЛЕНИЕМ 232

9.1. СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА НАПЫЛЕНИЯ 232

9.2. СПОСОБЫ ГАЗОТЕРМИЧЕСКОГО НАПЫЛЕНИЯ 233

9.2.1. Электродуговое напыление 233

9.2.2. Газоплазменное напыление 237

9.2.3. Высокочастотное напыление 243

9,2.4. Плазменное напыление 244

9.2.5. Детонационное напыление 246

9.2.6. Упрочнение конденсацией металла с мойной бомбардировкой 248

Глава 10 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ ГАЛЬВАНИЧЕСКИМ И ХИМИЧЕСКИМ НАРАЩИВАНИЕМ МАТЕРИАЛА 251

10.1. КЛАССИФИКАЦИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПОСОБОВ ГАЛЬВАНИЧЕСКОГО И ХИМИЧЕСКОГО НАРАЩИВАНИЯ МАТЕРИАЛА 251

10.1. ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТЕЙ ДЕТАЛЕЙ К НАНЕСЕНИЮ ПОКРЫТИЙ 257

10.3. ХРОМИРОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ 264

10.4. ЖЕЛЕЗНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ 267

10.5. ЗАЩИТНО-ДЕКОРАТИВНЫЕ ПОКРЫТИЯ 270

10.6. ВНЕВДННЫЕ И БЕЗВАННЫЕ СПОСОБЫ НАНЕСЕНИЯ ГАЛЬВАНИЧЕСКИХ ПОКРЫТИЙ 274

10.7. ОБОРУДОВАНИЕ И ОСНАСТКА ДЛЯ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЙ 277

10.9. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 285

Глава 11 ВОССТАНОВЛЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ СИНТЕТИЧЕСКИМИ МАТЕРИАЛАМИ 287

11.1. ХАРАКТЕРИСТИКА СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ 287

11.1. НАНЕСЕНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ 288

11.3. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ДЕТАЛЕЙ 292

11.4. СОЕДИНЕНИЕ ДЕТАЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СИНТЕТИЧЕСКИХ 297

11.5. ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЛАКОКРАСОЧНЫХ ПОКРЫТИЙ 299

Глава 12 МЕХАНИЧЕСКАЯ ОБРАБОТКА ВОССТАНАВЛИВАЕМЫХ ДЕТАЛЕЙ 310

12.1. БАЗИРОВАНИЕ ДЕТАЛЕЙ 310

12.2. ОБРАБОТКА НАПЛАВЛЕННЫХ ПОВЕРХНОСТЕЙ 317

12.3. ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ С ГАЗОТЕРМИЧЕСКИМИ ПОКРЫТИЯМИ 320

12,4. ОБРАБОТКА ДЕТАЛ1Й С ГАЛЬВАНИЧЕСКИМИ ПОКРЫТИЯМИ 322

12.5. ОБРАБОТКА СИНТЕТИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ 324

12.6. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ способы механической обработки восстанавливаемых деталей 328

Глава 13 ПРОЕКТИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ 331

13.1. ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОГО МЕТОДА ВОССТАНОВЛЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ 331

13.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ВОССТАНОВЛЕНИИ 334

13.3. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ВОССТАНОВЛЕНИЯ 337

13.4. ПОРЯДОК ОФОРМЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ 344

Постоянная необеспеченность ре­монтного производства запасными частями является серьезным факто­ром снижения технической готовно­сти автомобильного парка. Расшире­ние же производства новых запасных частей связано с увеличением мате­риальных и трудовых затрат. Вместе с тем около 75% деталей, выбраковы­ваемых при первом капитальном ре­монте автомобилей, являются ремон­топригодными либо могут быть ис­пользованы вообще без восстановле­ния. Поэтому целесообразной аль­тернативой расширению производст­ва запасных частей является вторич­ное использование изношенных дета­лей, восстанавливаемых в процессе ремонта автомобилей и его агрега­тов.

Читайте также:  Ремонт акпп в перми в закамске

Из ремонтной практики известно, что большинство выбракованных по износу деталей теряют не более 1 — 2% исходной массы. При этом проч­ность деталей практически сохраня­ется. Например, 95% деталей двига­телей внутреннего сгорания выбра­ковывают при износах, не превышаю­щих 0,3 мм, и большинство из них мо­гут быть вторично использованы по­сле восстановления.

С позиции материалоемкости восп­роизводства машин экономическая целесообразность ремонта обуслов­лена возможностью повторного ис­пользования большинства деталей как годных, так и предельно изношен­ных после восстановления. Это позво­ляет осуществлять ремонт в более ко­роткие сроки с меньшими затратами металла и других материалов по сравнению с затратами при изготов­лении новых машин.

Высокое качество отремонтиро­ванных автомобилей и агрегатов предъявляет повышенные требова­ния к ресурсу восстановленных дета­лей. Известно, что в автомобилях и агрегатах после капитального ремон­та детали работают, как правило, в значительно худших условиях, чем в новых, что связано с изменением ба­зисных размеров, смещением осей в корпусных деталях, изменением ус­ловий подачи смазки и пр. В этой свя­зи технологии восстановления дета­лей должны базироваться на таких способах нанесения покрытий и по­следующей обработки, которые по­зволили бы не только сохранить, но и увеличить ресурс отремонтирован­ных деталей. Например, при восста­новлении деталей хромированием, плазменным и детонационным напы­лением, индукционной и лазерной на­плавкой, контактной приваркой ме­таллического слоя износостойкость их значительно выше, чем новых.

Восстановление автомобильных деталей стало одним из важнейших показателей хозяйственной деятель­ности крупных ремонтных, специали­зированных малых предприятий и ко­оперативов. Создана фактически но­вая отрасль производства — восста­новление изношенных деталей. По ряду наименований важнейших наи­более металлоемких и дорогостоя­щих деталей вторичное потребление восстановленных деталей значитель­но больше, чем потребление новых за­пасных частей. Так, например, вос­становленных блоков двигателей ис­пользуется в 2,5 раза больше, чем полу­чаемых новых, коленчатых валов — в 1,9 раза, картеров коробок передач — в 2,1 раза больше, чем новых. Себестоимость восстановления для большинства восстанавливаемых де­талей не превышает 75% стоимости новых, а расход материалов в 15 — 20 раз ниже, чем на их изготовление. Вы­сокая экономическая эффективность предприятий, специализирующихся на восстановлении автомобильных деталей, обеспечивает им конкурен­тоспособность в условиях рыночного производства.

За рубежом также уделяют боль­шое внимание вопросам технологии и организации восстановления дета­лей. В высокоразвитых странах— США, Англии, Японии, ФРГ — ре­монт в основном осуществляется на предприятиях-изготовителях авто­мобилей. Восстанавливают дорого­стоящие, металлоемкие, массовые автомобильные детали — коленча­тые и распределительные валы, гиль­зы цилиндров, блоки и головки блоков, шатуны, тормозные барабаны и пр. Ремонтной базой являются моторо- и агрегаторемонтные предприятия фирм-изготовителей новых* ма­шин, самостоятельные фирмы-по­средники. Например, в США восста­новлением деталей занято около 800 фирм и компаний. К ним относятся как специализированные фирмы, так и фирмы, производящие комплекту­ющие изделия для автомобилестрои­тельных предприятий, в общем объе­ме продукции которых 10 — 40% приходится на выпуск восстановлен­ных деталей. Ремонтным фондом слу­жат детали со списанных автомоби­лей, которые поставляют фирмы производители или фирмы, специа­лизирующиеся на переработке негод­ных автомобилей. В США удов­летворение потребности автотранс­портных средств в запасных частях обеспечивается на 25 % в результате восстановления деталей.

Источник

Adblock
detector