Умственная отсталость легкой степени у взрослых симптомы

dereviannaia figurka maneken serdtse 120721 1280x720 Симптомы
Содержание

Лечение дебильности

lechenie debilnostiДебильность относится к самой слабой форме умственной отсталости. При сохранности моторики отличается потерей способности к обобщению и абстрактному мышлению. Своевременно начатое лечение дебильности позволяет сохранить многие функции больного, позволяющие ему вести практически нормальный образ жизни, посещать учебные заведения, трудоустроиться.

Что представляет собой дебильность

Дебильностью называется самая легкая степень олигофрении, вызванная поражением головного мозга и задержкой психоэмоционального развития. Следующими этапами поражения становится олигофрения и идиотия. У больных отсутствует возможность к абстрактно-образному мышлению, не в состоянии строить сложные умственные заключения, легковнушаемы, безинициативны. Больные нуждаются с социальном воспитании и адаптации.

Среди причин, взывающих патологию:

Больным требуется постоянный контроль психиатра, психолога и дефектолога. Может назначаться поддерживающая терапия. Эта патология является самой частой причиной снижения интеллекта, диагностируемого у детей. Она отмечается у порядка 75% пациентов, страдающих этим диагнозом. Больные легкой формой часто работают самостоятельно, успешно обслуживают сами себя, нуждаются в минимальной сторонней помощи.

Симптомы дебильности

Ребенок, у которого присутствует дебильность, уже в первые месяцы жизни начинает отличаться от ровесников. В перечень симптомов, показывающих присутствие патологии, входит:

Полный перечень симптоматики редко присутствует одновременно у одного человека. Индивидуален и уровень выраженности каждого из симптомов.

Лечение дебильности

Данная патология требуется обязательного постоянного лечения, посещения профилактических осмотров, выполнение рекомендаций лечащего врача. Программы лечения разрабатываются для каждого пациента индивидуально в зависимости от возраста, пола, степени и сопутствующих диагнозов.

Дебильность у детей

Дебильность у детей становится заметна в самом раннем возрасте. Малыш начинает позже ровесников держать головку, переворачиваться, его движения заторможены или хаотичны. Полное излечение невозможно, но терапия, начатая на ранних этапах развития малыша, позволяет скорректировать развитие, подобрать программы адаптации. Маленьким детям рекомендовано проведение массажей, занятия с дефектологом и логопедом. Среди медикаментозных препаратов отдается предпочтение назначению ноотропных препаратов, которые улучшают работу головного мозга. Таких, как Глицин. Во время вспышек агрессивности могут назначаться успокоительные народные сборы или легкие антидепрессанты.

Дебильность у подростков

В подростковом возрасте дебильность требуется тщательного контроля медиков. В переходном возрасте симптомы патологии способны усиливаться. Половое созревание, изменение гормонального статуса часто повышает риск возникновения агрессии.

В этом возрасте у детей снижаются способности к абстрактному мышлению еще на большей стадии, чем в детские годы. Часто начинают забываться знания, полученные в школе. Новые навыки осваиваются все медленнее и сложнее. Моторика остается сохранной. Повышается уровень либидо, подростки без контроля родителей способны стать сексуально распущенными. Им сложно контролировать физиологические сексуальные позывы.

Дебильность у взрослых

В случае проведения лечения дебильности с раннего возраста эта патология у взрослых может быть нивелирована. Во взрослом возрасте коэффициент IQ варьируется при легкой стадии от 50 до 70. Большая часть пациентов имеют навыки чтения и письма. Способны писать простые слова под диктовку, в некоторых случаях выполнять несложные математические действия.

Большая часть взрослых, которым установлен диагноз, испытывают проблемы в самостоятельной жизни в виду отсутствия абстрактного мышления. Им бывает сложно самостоятельно распоряжаться финансами. Они способны выполнять несложную механическую деятельность, устраиваясь на работу, даже получать заработную плату. Но распоряжаться средствами, совершать покупки следует адекватному человеку, который проживает совместно с больным. Во взрослом возрасте пациенты с любой стадией дебильности испытывают проблемы в обслуживании себя.

Дебильность у женщин

У многих женщин такой вариант легкой степени умственной отсталости может внешне практически не проявляться. Женщины с низким показателем IQ успешно справляются с выполнением домашних обязанностей. Они могут выполнять обязанности нянечек и сиделок при контроле другого специалиста. Существенным минусом диагноза становится повышенная сексуальная потребность.

Дебильность у мужчин

Во взрослом возрасте мужчины, страдающие такой легкой степенью умственной отсталости, как дебильность, отличаются сохранной моторикой, но за счет отсутствия способности к абстрактному мышлению у них могут возникать проблемы с самообслуживанием. Риском становится присущая этому диагнозу повышенная сексуальная возбудимость. При неудовлетворении этого типа физиологической потребности пациенты становятся агрессивными и раздражительными. Требуется постоянная корректирующая терапия снимающая атаки агрессии и снижающая либидо.

Степени дебильности

В медицинской практике выделяется несколько степеней дебильности. Они устанавливаются после проведения тщательных исследований с установкой параметров коэффициента IQ.

Легкая степень дебильности

Устанавливается больным, чей коэффициент составляет 65-70. Такие пациенты способны овладевать простыми рабочими специальностями, обслуживать себя, причесываться, чистить зубы, ходить в туалет. У таких пациентов сохраняется способность вливаться в коллектив, поддерживать личные отношения. Такие больные часто создают семьи. Часто проявляется талант к творческим специальностям. Известным примером присутствия уникальных способностей становится пациент французской психиатрической клиники, не способный к абстрактному мышлению, но прекрасно считающий в уме. Вне зависимости от присутствия или отсутствия узконаправленных талантов, больные отличаются высоким уровнем внушаемости, не готовы принимать решения и отвечать за свои действия.

При отсутствии должного уровня контроля за состоянием ребенка, его успехами в учебе и социальном развитии легкая степень дебильности часто диагностируется уже при поступлении ребенка в школу. Такие дети не способны справляться с заданиями школьной программы первого-второго класса. Диагностика проводится школьным психологом. После обследования и предположения диагноза, ребенок направляется на прохождение медико-социальной экспертизы.

Средняя стадия (умеренная дебильность)

Ставится при IQ 60-64. Такие люди испытывают проблемы с исполнением бытовых обязанностей без посторонней помощи. Могут выполнять только заученные действия, например, расклеивать объявления, но способны быстро оставить занятия из-за отсутствия концентрации внимания. Отличаются косноязычностью. Возможности к творчеству практически отсутствуют. Нуждаются в постоянном контроле органами социальной защиты или родителями.

Тяжелая стадия

В такой ситуации уровень IQ составляет от 50 до 59 баллов. Отмечается у небольшого числа лиц, страдающих умственной отсталостью. Больные требуются в постоянной помощи. Отличаются эмоциональной торпидностью. При которой больной сохраняет одну и ту же эмоцию длительное время. В случае отсутствия контроля могут отправиться бродяжничать, склонны к наркомании и алкоголизму. В такой ситуации продолжительность жизни очень короткая. Внешне патология хорошо заметна даже без вербального общения, нарушена моторика, память и внимание.

Дебильность идиотия

Часто для обывателя, впервые столкнувшегося с умственной отсталостью, наименования поставленных диагнозов способны напомнить только ругательства. На самом деле слова «дебильность», «имбецильность», «идиотия» являются названиями стадий такого типа патологии, как олигофрения.

Пациенты, страдающие дебильностью, в большинстве ситуаций сохраняют способность к самообслуживанию. Они обучаемы. Проходят программ средней общеобразовательной школы, адаптированную для больных с умственным отставанием. Как правило, обучение проводится в специализированных школах VIII типа. По итогам обучения в зависимости от степени дебильности или получают нерабочую группу инвалидности, или направляются на дальнейшее обучение для получения навыков простых рабочих специальностей.

При умеренной стадии коэффициент IQ составляет 20-50 баллов. При имбецильности высшие функции головного мозга остаются на самых ранних уровнях развития. Часто таких больных называют вечными детьми. Как и при дебильности, они могут быть склоны к повышенной агрессии, возбудимости, страдают от повышенного уровня либидо. У таких пациентов часто изменена форма черепа, с проявлениями гидро- и микрофефалии. Часто изменен прикус, взгляд застывший, немигающий, мимика практически отсутствует.

Читайте также:  Какие симптомы если плохо почистили после аборта

Идиотия, с показателем IQ менее 20. При этой форме пациент остается вечным младенцем. Его психологический возраст не превышает трех лет. Исполняет только основные физиологические потребности, обслуживать сам себя не в состоянии. За счет низких физиологических показателей продолжительность редко превышает 20 лет.

Дебильность у взрослых

Вне зависимости от стадии заболевания пациенты постоянно нуждаются в контроле со стороны родственников и врачей. Для улучшения качества жизни больные проходят социальную реабилитацию.

Они нуждаются в постоянно поддерживающей терапии. Своевременное обращение в клинику помогает сохранить и даже развить потенциальные возможности пациента, страдающего этой патологией умственного развития. Для сохранения полученных в детском и подростковом возрасте навыков и знаний взрослым людям, страдающим дебильностью, требуется постоянно проходить социальную реабилитацию, повторять выученные знания. Врачи корректируют физическое и эмоциональное состояние, устраняя возможные приступы агрессии и раздражительности. Заболевание хорошо поддается коррекции.

Круглосуточные бесплатные консультации

Мы будем рады ответить на все Ваши вопросы!

Источник

Симптомы умственной отсталости у взрослых

5ea5b4b830fb0Люди с умственной отсталостью (другие названия – малоумие, интеллектуальная инвалидность, олигофрения) на протяжении длительного времени вызывали отчуждение у окружающих, и анамнез их заболевания исследовался недостаточно глубоко. Однако современная медицинская практика поменяла свою концепцию, акцентируя внимание не только на физиологических и психических особенностях таких больных, но и на их интересах и потребностях в обычной жизни.

Необходимо отметить, что, невзирая на отождествление таких медицинских терминов, как «умственная отсталость» и «олигофрения», под которыми подразумеваются нарушения интеллектуального и психоэмоционального развития, первый имеет более широкие рамки. Недоразвитость в данном случае может быть спровоцирована социальными и педагогическими аспектами воспитания. Однако, и олигофрены, и умственно отсталые индивидуумы характеризуются одним общим признаком – неспособностью к самостоятельной адаптации в окружающем мире.

Критерии и симптоматика УО

Под умственной отсталостью подразумевается устойчивое, трудно поддающееся обратимости замедление развития психической, интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, которая характеризуется наличием врожденных или приобретенных в процессе жизни патологий.

Существенные ограничения в навыках, которые сопровождают малоумие, влекут за собой проблемы в области адаптивного поведения человека. Это подразумевает собой низкую приспособленность личности к окружающей среде, трудности во взаимодействии с социумом.

Вопрос о наличии интеллектуальной инвалидности необходимо рассматривать в сочетании с индивидуальными особенностями человека. Диагностируя данное психическое отклонение, следует также учитывать условия окружающей среды, в которой находится больной. Именно она определяет не только адаптацию индивида в обществе, но и психологическую поддержку, в которой такие люди нуждаются на протяжении всей жизни.

Умственную отсталость у взрослого человека определяют следующие критерии:

Кроме главных признаков, свидетельствующих о наличии умственной отсталости, специалисты отмечают вспомогательные, которые могут заметить окружающие больного люди:

Причины возникновения психического отклонения

Среди факторов, которые влияют на возникновение психической патологии, выделяют следующие:

Следует отметить, что единой причины возникновения умственной отсталости ученым найти на сегодняшний день не удалось. Как правило, возникновение заболевания связывают с несколькими неблагоприятными факторами, которые наступают одновременно или поочередно. %D1%83%D0%BC%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5

Разновидности малоумия

В зависимости от характера возникновения различают два вида психической патологии:

Врожденная олигофрения или, другими словами, непрогредиентный процесс – это патология, которая возникает во внутриутробном развитии плода или в связи с осложненной родовой деятельностью матери. Ее признаки наблюдаются сразу после рождения ребенка. Данный дефект психического развития почти не поддается коррекции, однако приблизить интеллектуальное развитие такого человека под установленные стандарты представляется возможным при условии своевременной и грамотной терапии.

Приобретенная умственная отсталость – это вид патологии, при которой снижение уровня интеллекта происходит в определенный период жизни человека. Характерной ее особенностью выступает прогредиентное течение заболевания, при котором развитие и нарастание симптоматики происходит постепенно.

Следующая классификация психического отклонения базируется на основе определения коэффициента интеллекта, который психотерапевт устанавливает с помощью специальных тестов. Диагностируя умственную отсталость в соответствии со степенью тяжести, специалисты различают следующие ее виды:

Человек, который страдает легкой умственной отсталостью, неспособен к абстрактному мышлению, обладает кратковременной памятью. В данном случае имеет место нарушение функциональных умений (например, чтение, письмо, приготовление пищи и т. п.). В социальных взаимосвязях с окружающими такие люди создают впечатление незрелых, поэтому нередко они подвергаются манипуляциям со стороны. При выполнении сложных жизненных вопросов и задач такой человек испытывает потребность в помощи.

Человек с умеренным малоумием нуждается в обязательном контроле. Не будучи способен справляться с повседневными задачами, он нуждается в непрерывной поддержке близких, которые вынуждены выполнять некоторые обязанности больного.

В социальной сфере основным инструментом которой является устная речь, больной чувствует себя некомфортно, его словарный запас беден, поэтому часто он не может правильно изложить свои мысли и требования. Для образования благополучных межличностных отношений олигофрену необходимо постороннее коммуникативное содействие. В повседневной, обычной жизни такие люди способны развить определенные навыки и умения исключительно в результате настойчивого, продолжительного обучения.

Концептуальные навыки у людей с тяжелой умственной отсталостью характеризуются ограниченностью и локальностью. Они плохо воспринимают речь окружающих, не осознают таких понятий, как «число», «деньги», «время» и т. п.

Устная речь больного ограничена, поэтому состоит в основном из примитивных фраз, единичных слов. Такие люди концентрируются исключительно на том, что происходит вокруг них в настоящий момент.

Человек с тяжелой формой умственной отсталости имеет потребность в назначении ему опекуна, который осуществляет постоянный уход и наблюдение за ним (покупка продуктов и одежды, приготовление пищи, личная гигиена и прочее).

При глубокой форме психического отклонения отсталости человек практически утрачивает визуально-пространственные умения. К примеру, он может указать на определенный предмет, но не знает, как использовать его по предназначению. Функциональному применению вещей препятствуют сопутствующие существенные сенсорные и моторные отклонения.

Навыки больного с точки зрения восприятия речевых оборотов и жестикуляций окружающих очень ограничены, что создает проблемы общения в социуме. Базовые желания и эмоции такой человек выражает при помощи языка тела. При этом его сознание способно воспринимать только простые инструкции. Такой больной полностью зависим, и нуждается в постоянной опеке.

Умственная отсталость и деменция

Отождествлять и взаимозаменять эти понятия ошибочно. Как уже было сказано, олигофрения – это задержка в развитии психики, которая вызвана патологическим изменением головного мозга, проявляется через нарушения интеллекта, и приводит к социальной неприспособленности. А деменция – это возрастное слабоумие, которое имеет приобретенный характер, и заключается в постепенном, стойком снижении когнитивной (познавательной) деятельности, потерей полученных ранее знаний и навыков, с последующей невозможностью усвоения новых.

Среди главных критериев, отличающих деменцию от олигофрении, выделяют такие (включая вышеизложенный):

e5693a75d69ed8bdad7543cf600e2f67Необходимо отметить, что дифференцирование олигофрении и деменции в раннем возрасте (до 3 лет) крайне затруднительно. Любое повреждение мозга может повлечь за собой распад или утрату психических функций, что может привести к общему отставанию в психическом развитии, кратковременному, постоянному или прогрессирующему. Поэтому диагностировать заболевание должен только квалифицированный специалист, который обладает необходимыми знаниями и опытом.

Развитие и лечение заболевания

У каждого человека УО развивается индивидуально. Своевременная диагностика дает возможность начать терапию на самом раннем этапе развития психического отклонения, что дает возможность положительного исхода терапии.

Перед оказанием помощи олигофрену необходимо учесть его индивидуальные особенности и потребности. Индивидуальный подход к каждому больному дает возможность подобрать ему максимально подходящий метод лечения. В зависимости от этого выделяют следующие методики терапии:

1. Медикаментозная. Она заключается в назначении препаратов, предотвращающих появление возможных психических расстройств (в случае, если необратимое поражение головного мозга еще не наступило), а также улучшению общего состояния внимания, памяти, восприятия.

Важную роль играет также витаминотерапия, которая способствует улучшению метаболических процессов в области центральной нервной системы.

В особо сложных случаях (грубые расстройства поведения, выраженные психозы, неврозы, затяжные депрессивные состояния) врач может принять решение о госпитализации больного в психиатрический или дневной стационар.

2. Немедикаментозная (психолого-педагогическая коррекция). Данная методика играет важную роль в социализации больного, интеграции его в общество. С этой целью больной посещает специализированную школу, где у него имеется возможность приобрести навыки, необходимые ему для нормальной жизнедеятельности. Для больных с легкой формой психического отклонения важную роль играет комплексное психотерапевтическое лечение.

Читайте также:  Хронический пиелонефрит симптомы и лечение лекарства

Люди, которые страдают УО, крайне нуждаются в поддержке, помощи и понимании со стороны социума. В последнее время появляется все больше специализированных учреждений, где таким больным создают максимально благоприятные условия для их жизни и деятельности.

Проблема состоит в другом – отношение окружающих к олигофренам. Важно помнить одно: сформировать из умственно отсталого человека гармоничную, целостную личность можно только с помощью понимания, терпения, толерантности и настойчивости.

Источник

Умственная отсталость у взрослых. Клинические рекомендации.

Умственная отсталость у взрослых

Оглавление

Ключевые слова

Список сокращений

КТ – компьютерная томография

МКБ-10 – Международная классификация болезней 10 пересмотра

МРТ – магнитно-резонансная томография

УЗИ – ультразвуковое исследование

ЛПМ – лечебно-производственные мастерские

ЦНС – центральная нервная система

ПНД – психоневрологический диспансер

Термины и определения

Умственная отсталость у взрослых – гетерогенная группа состояний, обусловленных врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта (когнитивных, речевых, социальных способностей), сопровождающееся нарушением адаптивного поведения, затрудняющим или делающим полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

1. Краткая информация

1.1 Определение.

По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Для кодировки диагноза умственной отсталости в МКБ-10 предложено использование раздела F7 (F70 – 79) с уточняющими после точки цифрами в зависимости от этиологии, а также наличием или отсутствием сопутствующих значительных нарушений поведения.

Интеллект не является единой характеристикой, и оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие люди могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, они могут показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Такая ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения. Сопутствующие психические или соматические расстройства оказывают большое влияние на клиническую картину и использование имеющихся навыков. Выбранная диагностическая категория должна поэтому основываться на общей оценке способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа навыков. Приводимые коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросс-культуральной адекватности. Приведенные ниже категории представляют собой произвольное подразделение сложного континуума и не могут определяться с абсолютной точностью. Коэффициент умственного развития должен определяться по индивидуально назначаемому стандартизованному тесту, для которого установлены местные культуральные нормы, и выбранный тест должен быть адекватен уровню функционирования и дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы. Шкалы социальной зрелости и адаптации, также стандартизованные с учетом местных условий, должны по возможности заполняться на основании расспроса родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, которые знают способности индивидуума в повседневной жизни. При невыполнении стандартизованных процедур диагноз должен устанавливаться лишь как временный [5].

1.2 Этиология и патогенез.

Разнообразие патогенных факторов и неспецифичность умственной отсталости затрудняют оценку причинно-следственных связей в происхождении умственной отсталости. В большинстве случаев средовые и эндогенные (наследственные) факторы выступают в сложном взаимодействии и единстве. Однако имеются и общие для всех форм интеллектуального недоразвития патогенетические звенья, приводящие к сходным клиническим проявлениям синдрома умственной отсталости, среди которых особенно важная роль принадлежит хроногенному фактору, то есть периоду онтогенеза, в котором происходит поражение развивающегося мозга. Различные патогенные воздействия, как генетические, так и экзогенные, действуя в один и тот же период, могут вызывать однотипные клинические проявления, в то время как один и тот же этиологический фактор, воздействуя на разных этапах онтогенеза, может приводить к различным последствиям [3].

При умственной отсталости, представляющей собой полиморфную группу патологических состояний, отмечается большое разнообразие клинико-психопатологических расстройств. Выделяются клинически дифференцированные и клинически недифференцированные формы умственной отсталости [2].

В группу клинически дифференцированной умственной отсталости входят нозологически самостоятельные заболевания со специфической клинико-психопатологической и соматоневрологической картиной, для которых психическое недоразвитие является одним из симптомов, как правило, самым тяжелым. Чаще – это генетически обусловленные нарушения, или клинически очерченные синдромы с характерным соматоневрологическими проявлениями, этиология которых еще не ясна.

Различные формы умственной отсталости значительно отличаются друг от друга по своим патогенетическим механизмам. Однако имеются и общие звенья патогенеза,

Около 75 % умственной отсталости обусловлено поражением головного мозга во внутриутробном периоде. Нарушение формирования органов и систем чаще всего происходит во время критических этапов их развития. Все внутриутробные аномалии развития подразделяют на бластопатии, обусловленные поражением зародыша в период бластогенеза (до 4 нед. беременности), эмбриопатии – поражение в период эмбриогенеза, то есть от 4 нед. до 4 мес. беременности, а также фетопатии – поражение плода в сроки от 4 мес. до конца беременности [6].

1.3 Эпидемиология.

Показатели распространенности умственной отсталости в мире по данным официальной медицинской отчетности колеблются в широком диапазоне: от 3,04 до 24,6 и выше на тысячу населения. По данным Всемирной организации здравоохранения показатели распространенности умственной отсталости в популяции колеблются в пределах от 1 до 3 % населения. В регионах, где имеет место воздействие экопатогенных факторов, а также наблюдаются изолированные социальные группы, распространенность данной патологии может достигать 7 %. Среди лиц мужского пола умственная отсталость встречается примерно в 1,5 раза чаще, чем среди женщин. Подобное соотношение наиболее заметно при легкой степени психического недоразвития, а при выраженных степенях интеллектуальной недостаточности, как правило, количественной разницы между мужчинами и женщинами не наблюдается [7].

1.4 Кодирование по МКБ 10

Умственная отсталость легкой степени (F70):

F70.0 ­– Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F70.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F70.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F70.9 – поведенческие нарушения не определены.

Умственная отсталость умеренной степени (F71):

F71.0 ­– Умственная отсталость умеренной степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F71.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F71.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F71.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение поведения.

Умственная отсталость тяжелая (F72):

F72.0 ­– Умственная отсталость тяжелая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F72.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F72.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F72.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение поведения.

Умственная отсталость глубокая (F73):

F73.0 ­– Умственная отсталость глубокая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F73.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F73.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F73.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение поведения.

1.5 Классификация.

В качестве основного критерия группировки умственной отсталости используется выраженность глубины интеллектуального дефекта и степени нарушения адаптивного поведения.

В МКБ-10 выделяется умственная отсталость легкой степени (F70), умеренная (F71), тяжелая (F72) и глубокая (F73). Выделяются также разделы F78 (другая умственная отсталость) и F79 (неуточненная умственная отсталость).

По этиологическому принципу выделяют дифференцированные (при этом следует использовать дополнительный код из МКБ-10) и недифференцированные формы умственной отсталости [10].

Читайте также:  Порошки при первых симптомах простуды

2. Диагностика

2.1 Жалобы и анамнез

С помощью расспроса собираются жалобы и субъективный анамнез (если позволяет уровень психического развития пациента). Как правило, субъективные жалобы у взрослых больных касаются трудностей обучения и адаптации в сообществе, речевых нарушений, а также касаться жалоб, обусловленных коморбидными расстройствами.

Расспрос должен проводиться в атмосфере доверительности и непринужденности, максимально исключающей постороннее вмешательство и любые другие отвлекающие факторы. Задаваемые вопросы должны быть по возможности краткими, простыми, однозначными и понятными пациенту. Учитывая повышенную внушаемость умственно отсталых лиц, необходимо отказаться от суггестивных (внушающих) вопросов. Анамнестические сведения собираются, как правило, от прошлого к настоящему.

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Комментарий: Объективный анамнез должен отражать:

— данные о наследственной отягощенности психическими заболеваниями, в том числе сведения о том, не являются ли родители больного кровными родственниками;

— данные акушерско-гинекологического анамнеза матери, состояния ее здоровья до беременности и в период беременности (наличие сердечно-сосудистых заболеваний и др.), сведения о патогенных биологических воздействиях в периоде внутриутробного и перинатального развития пациента, перенесенных заболеваниях;

— данные о раннем психомоторном развитии пациента, особенностях формирования речи, школьных навыков, личности пациента, семейном и социальном статусе, перенесенных экзогенных вредностях постнатального периода, особенностях психоэмоционального реагирования, психических травмах;

— данные об особенностях психического состояния и поведения пациента в зрелом возрасте, навыках самообслуживания, уровне социальной адаптации (способности устанавливать и поддерживать продуктивный контакт с окружающими людьми, строить свое поведение с учетом существующих морально-этических и культурных традиций, в полном объеме или с ограничениями справляться со своими социальными обязанностями, наличии сопутствующих аномальных психосоциальных ситуаций). Источником соответствующей информации служат характеристики с места учебы или работы (если пациент учится или работает) [4].

2.2 Физикальное обследование

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Коментарий: Общий осмотр тела включает: наличие возможных соматических аномалий, пороков развития (глазные дефекты, пороки сердца, дополнительные пальцы, глухота, укорочение конечностей, а также увеличение печени и селезенки), стигм дизэмбриогенеза (неправильная форма ушных раковин, высокое («готическое») нёбо, низкий рост волос, гипертелоризм, неправильный рост зубов), выявление следов различных повреждений, исследование состояния по органам и системам и наличия соматических заболеваний в анамнезе. При неврологическом исследовании определяются: расстройства функций черепно-мозговых нервов, рефлексы и их изменения, экстрапирамидные нарушения, мозжечковая патология и расстройства координации движений, чувствительность и ее нарушения, расстройства функций вегетативной нервной системы.

2.3 Лабораторная диагностика

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

2.4 Инструментальная диагностика

Инструментальные методы исследования направлены на возможное установление нозологического диагноза при умственной отсталости, а также верификацию характера органического поражения центральной нервной системы (ЦНС):

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Комментарий: Экспериментально-психологическое исследование должно быть ориентировано на: оценку уровня интеллектуального развития; характеристику структуры интеллектуальной деятельности с выявлением наиболее и наименее сформированных ее функциональных образований; характеристику общих предпосылок продуктивности интеллектуальной деятельности (умственной работоспособности, внимания, памяти). Высокая диагностическая значимость теста Векслера при данном виде диагностического обследования подтверждена многими исследованиями. При всей диагностической значимости психометрического исследования следует учитывать определенное непостоянство коэффициента интеллектуальности, чувствительности его к изменениям в обстановке, а также зависимости от культуральных и социальных факторов, в связи с чем анализ экспериментальных данных должен осуществляться в контексте целостной оценки психической деятельности испытуемого. Патопсихологический метод, направленный на качественный анализ нарушений мыслительной деятельности, не может существовать без количественной оценки уровня развития интеллекта. Главной методической особенностью последнего является установка на определение уровня обучаемости, определяемого по объему помощи, необходимой испытуемому для решения предложенной задачи и по его способности к логическому переносу усвоенного.

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

2.5 Иная диагностика

Уровень убедительности рекомендаций 5 (уровень достоверности доказательств – C)

3. Лечение

3.1 Консервативное лечение

Согласно МКБ-10 при умственной отсталости у взрослых может наблюдаться коморбидное сочетание с любыми психическими и психоневрологическими расстройствами, лечение которых описывается в соответствующих клинических рекомендациях [5].

В связи с законченностью морфофункционального развития мозга стимуляция психического развития препаратами нейрометаболического действия у взрослых пациентов с умственной отсталостью проводится не всегда, однако в ряде случаев назначение ноотропных средств целесообразно (улучшение когнитивных функций пациента).

При обусловленных дефектами обмена синдромах умственной отсталости в рамках дифференцированных форм, лечение доживших до зрелого возраста пациентов проводится специфическими методами терапии, включающими диету, заместительную терапию гормональными препаратами.

При возможности повлиять на этиологические факторы умственной отсталости проводят этиологическое лечение заболевания. Несомненно, этиологическое лечение умственной отсталости эффективно лишь в случае, когда ещё не произошло необратимого поражения головного мозга больного в результате воздействия того или иного этиологического фактора [1].

В большинстве случаев умственной отсталости проводят патогенетическое лечение.

Основными целями консервативного лечения при умственной отсталости у взрослых является редукция или устранение сопутствующих поведенческих нарушений. В зависимости от ведущей причины формирования или усиления поведенческих расстройств, структура терапевтических мероприятий смещается в сторону преимущественно медикаментозной терапии, либо усиления психотерапевтической составляющей комплексного лечения. Комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения в сочетании с психотерапией, трудотерапией, социальной работой с семьей и пациентом является одним из основополагающих принципов курации поведенческих расстройств у лиц с умственной отсталостью.

Адекватность терапевтического вмешательства зависит от правильной оценки соотношения причинных факторов с определением удельного веса биологической и социально-психологической составляющих, определяющих этапную ориентацию на то или иное воздействие – психотерапевтическое, медикаментозное или коррекционно- педагогическое. Коррекция поведения должна проводиться, по возможности, в амбулаторных условиях. Предпочтение отдается поведенческим и когнитивно-поведенческим методикам, показавшим наибольшую эффективность с позиций доказательного подхода.

Комментарий: Ее применение оправдано лишь в случаях грубых и некорригируемых форм нарушения поведения, при наличии «биологической почвы», предрасполагающей к расстройствам поведения, а также, при наличии сопутствующих выраженных эмоциональных и соматовегетативных расстройств, для снятия аффективной напряженности на начальных этапах психотерапевтической и коррекционно-педагогической работы.

Медикаментозное лечение умственно отсталых больных с минимально выраженными поведенческими нарушениями не проводится.

При симптоматическом медикаментозном лечении умственной отсталости у взрослых с выраженными сопутствующими нарушениями поведения назначение медикаментозного лечения не может быть использовано в качестве наказания, не является ведущим методом терапии и его следует начинать с «легких» препаратов и после недостаточного эффекта от немедикаментозных методов коррекции нарушенного поведения в обязательном сочетании с немедикаментозными методами коррекции. Также не рекомендуется их назначение без достаточных оснований на длительный срок (более одного месяца). Для выбора индивидуального варианта лекарственного воздействия необходимо учитывать уровень доказательности для конкретного препарата и оценить степень тяжести и длительность расстройства, результаты предшествующего лечения, а также провести детальный и тщательный анализ сопутствующей психопатологии с учетом высокой частоты реактивной провокации и чувствительности симптоматики к внешним воздействиям, оказывающих существенное влияние на изменчивость характера и степени выраженности расстройств поведения.

Комментарий: При снижении аффективной возбудимости, отсутствии агрессивных и аутоагрессивных поступков переходят на пероральный прием указанных нейролептических средств.

Учитывая широкий диапазон терапевтического ответа на назначение психотропных средств, необходимо их титрование до получения терапевтического эффекта. Оптимальным считается начало с 0,5 предполагаемой терапевтически активной дозы с последующим увеличением. Необходимо учитывать вероятность возникновения побочных эффектов, парадоксальных эффектов и осложнений психотропной терапии при умственной отсталости с резидуально-органической недостаточностью ЦНС или проявляющейся на фоне вяло текущего органического процесса в рамках дифференцированных форм умственной отсталости, чаще при наследственных дефектах обмена. Имеются данные об эффективности препаратов из группы антидепрессантов при некоторых формах стереотипно повторяющегося аутоагрессивного поведения.

Уровень убедительности рекомендаций 1 (уровень достоверности доказательств – A)

Медикаментозное лечение взрослых больных с умственной отсталостью со значительными нарушениями поведения (Таблица 1)

Источник

Поделиться с друзьями
Автозапчасти: советы по подбору запасных частей
Adblock
detector