Умственно отсталый человек симптомы

maska neon kapiushon 190054 1280x720 Симптомы

fact checked

Весь контент iLive проверяется медицинскими экспертами, чтобы обеспечить максимально возможную точность и соответствие фактам.

У нас есть строгие правила по выбору источников информации и мы ссылаемся только на авторитетные сайты, академические исследовательские институты и, по возможности, доказанные медицинские исследования. Обратите внимание, что цифры в скобках ([1], [2] и т. д.) являются интерактивными ссылками на такие исследования.

Если вы считаете, что какой-либо из наших материалов является неточным, устаревшим или иным образом сомнительным, выберите его и нажмите Ctrl + Enter.

Содержание

Симптомы умственной отсталости

При всём полиморфизме клинических проявлений можно выделить два основных критерия, типичных для большинства форм умственной отсталости, которые характеризуют в первую очередь так называемую ядерную или типичную олигофрению.

Структура психического недоразвития может быть неравномерной. В этом случае она не исчерпывается типичными для умственной отсталости симптомами. К ним относят варианты с наличием дополнительной по отношению к синдрому общего психического недоразвития психопатологической симптоматики. При этом можно наблюдать весь диапазон психических расстройств, встречающихся у интеллектуально полноценных лиц, частота которых среди указанных форм умственной отсталости, по меньшей мере, в 3-4 раза выше, чем в общей популяции. Осложняющая симптоматика может быть представлена различными невротическими и психопатоподобными расстройствами, психомоторной расторможенностью, явлениями церебральной астении, психозами, судорожными и бессудорожными формами припадков.

У больных с синдромом Тернера на протяжении уже нескольких десятилетий проводят замещающую терапию эстрогенами, способствующую развитию вторичных половых признаков и поддержанию трофики тканей, в том числе костной. Эстрогенная терапия оказывает положительное влияние и на самооценку больных. Для ускорения роста у больных синдромом Тернера недавно предложено использовать соматотропный гормон.

Синдром Дауна. Заболевание впервые описано Джоном Ленгдоном Дауном (John Langdon Down). В 95% случаев заболевание связано стрисомией по 21-й хромосоме. Оно характеризуется наличием складки в области внутреннего угла глаза (эпиканта), уплощением спинки носа, наличием единственной поперечной ладонной борозды, снижением мышечного тонуса, патологией сердца. Больные с синдромом Дауна обычно общительны и могут вступать в контакт с окружающими. Тем не менее у них выявляются выраженный дефицит коммуникативных способностей, проявляющийся в повседневной деятельности, нарушение развития социальных навыков, слабое развитие экспрессивной речи (при большей сохранности рецептивного аспекта речи). Однако основной причиной социальной дезадаптации больных является рано развивающаяся деменция. Кроме того, у больных могут наблюдаться дискинезии и аффективные расстройства.

Больные с синдромом Вильямса довольно легко вступают в контакт со взрослыми, но при этом их отношения остаются поверхностными. Нередко наблюдаются нарушения внимания, повышенная тревожность, плохие отношения со сверстниками, нарушение развития зрительно-пространственных и двигательных навыков. Кроме того, выявляются признаки аутизма, задержка психомоторного и речевого развития, гиперчувствительность к звукам, необычные пищевые пристрастия, персеверативные действия.

У лиц с синдромом Прадера-Вилли наблюдаются задержка речевого и моторного развития, трудности обучения. Выражены нарушения пищевого поведения, которые включают кражу и запасание пищевых продуктов, обжорство с беспорядочным поглощением различных видов пищи. Часто наблюдаются нарушения сна, раздражительность, вспыльчивость, повышение болевого порога. Для этого заболевания характерен также широкий спектр стереотипных действий, в том числе расчесывание кожи, обкусывание ногтей, ковыряние в носу, обкусывание губ, выдергивание волос.

Синдром Леша-Найхана наследуется как сцепленное с Х-хромосомой рецессивное заболевание и проявляется только у мальчиков. Он связан с врожденным нарушением пуринового обмена из-за отсутствия гипоксантин-гуанинфосфорибозилтрансферазы. Заболевание характеризуется повышением уровня мочевой кислоты (гиперурикемией), нарушением функции почек, артралгиями, хореоатетозом, спастичностью, аутоагрессивными действиями, умственной отсталостью.

Для синдрома Леша- Найхана особенно характерны непрерывные выраженные самоповреждающие действия. Они довольно вариабельны, что, по-видимому, связано с внутренними импульсами, а не внешними влияниями. Больные часто не в состоянии затормозить собственные самоповреждающие действия, однако, предчувствуя их начало, они иногда просят окружающих сдержать их. Агрессия против других лиц при этом заболевании может быть выражена в той же степени, что и ау-тоагрессивные действия. Исследования показали, что снижение уровня стресса, удаление зубов и физические меры сдерживания, которые часто пытаются применять для борьбы с аутоагрессивными действиями, имеют малую эффективность. Тяжесть аутоагрессивных действий обычно не меняется со временем. Исход в определенной мере зависит от возраста начала.

Синдром Корнелии де Ланге. В 1933 г. Корнелия де Ланге, датский педиатр, описала двух детей, имевших сходные симптомы: низкий вес при рождении, замедленный рост, низкорослость, микроцефалия, тонкие сросшиеся брови (синофрис), длинные ресницы, маленький вздернутый нос, тонкие вывернутые губы. Кроме того, у больных могут выявляться гипертрихоз, маленькие кисти и стопы, частичное сращение второго и третьего пальцев стоп (синдактилия), искривление мизинца на кистях, гастроэзофагальный рефлюкс, эпилептические припадки, пороки сердца, волчья пасть, патология кишечника, затруднения при кормлении.

Большинство больных с синдромом Корнелии де Ланге имеют умеренно выраженную или тяжелую умственную отсталость. Хотя тип передачи этого заболевания окончательно не установлен, у потомства больных с легкими проявлениями синдрома может отмечаться развернутая форма заболевания. В поведении проявляются черты, свойственные больным аутизмом, такие как бедность мимического выражения эмоций, аутоагрессивные действия, стереотипии, приятные ощущения при вестибулярной стимуляции или порывистых движениях.

Умственная отсталость и аутоагрессивные/агрессивные действия

Агрессивность по отношению к другим людям часто сопутствует самоповреждающим действиям, но может встречаться и независимо от них. Иногда наблюдаются своеобразные колебания между проявлениями агрессии и аутоагрессии, когда усиление одних сопровождается ослаблением других.

Сопутствующие психические расстройства у больных с умственной отсталостью

У детей и взрослых с умственной отсталостью часто выявляются сопутствующие психические расстройства. В целом, у 50% лиц с умственной отсталостью диагностируются те или иные психические расстройства, требующие лечения. Высокая распространенность психических расстройств у этой категории больных объясняется различными факторами: первичным заболеванием, генетической предрасположенностью, социальной неустроенностью, неблагоприятной семейной обстановкой. Предполагается, что у лиц с легкой умственной отсталостью возникают те же психические расстройства, что и у лиц без умственной отсталости, тогда как при умеренно выраженной или тяжелой умственной отсталости развиваются более специфичные расстройства поведения, общие расстройства развития. Выявление характера поведенческих нарушений имеет решающее значение для выбора эффективной терапии. Точная диагностика невозможна без получения информации от родителей, учителей, работодателей, родственников. Для установления исходного уровня и отслеживания динамики состояния больных рекомендуют использовать стандартизированные оценочные шкалы.

trust source[1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [8], [9], [10]

Источник

Что такое умственная отсталость (олигофрения)? Причины возникновения, диагностику и методы лечения разберем в статье доктора Федотова Ильи Андреевича, психотерапевта со стажем в 12 лет.

453741 217250 fedotov l

Определение болезни. Причины заболевания

Умственная отсталость (УО) или олигофрения — это состояние, характеризующееся нарушениями психического развития в интеллектуальной, познавательной, эмоциональной и других сферах психики и приводящее к социальной дезадаптации.

oligofreniya s

Данная патология возникает у детей до трёхлетнего возраста, когда психика ребёнка должна развиваться, но в силу каких-либо внешних или внутренних обстоятельств этого не происходит, и человек останавливается в развитии на низком психическом уровне. [5] [6]

УО возникает под действием следующих факторов:

Большой диапазон причин возникновения УО делает невозможным выделение какой-либо конкретной патогенетической закономерности. Однако во всех этих случаях ввиду различных механизмов возникают необратимые повреждения головного мозга, или наблюдается изначальное недоразвитие, неправильная структура и объём мозга.

Распространённость патологии в разных странах варьируется от 0,3% до 3%. Из них на долю людей с лёгкой УО приходится примерно 70-90%, на долю людей со средней и тяжёлой степенью тяжести — 10-30%, и только 0,1% больных страдают крайне тяжёлой степенью УО. [7]

Читайте также:  Пиодермия у собаки фото лечение симптомы

Симптомы умственной отсталости (олигофрении)

Следует понимать, что УО — это не только состояние интеллектуальной слабости. Она является комплексом патологий психики, который включает:

Нередко у больных с УО, особенно тяжёлой степени, имеются сопутствующие психотические симптомы, депрессивные расстройства, эпилептиформные приступы и неврозоподобная симптоматика.

Конечно, главным критерием в постановке диагноза остаётся уровень интеллекта (определяется, например, с помощью теста IQ или теста Векслера), однако важно оценивать развитие всех аспектов психики ребёнка (при помощи теста «ГНОМ», диагностики нервно-психического развития детей, разработанной К.Л. Печорой, Э.Л. Фрухтом и Г.В. Пантюхиной). [2] [8]

Патогенез умственной отсталости (олигофрении)

Интеллект — это очень тонкая психическая функция, которая требует для своего формирования участия всего мозга. Различные факторы могут нарушать формирование высших мозговых функций и потому являются запускающими механизмами и звеньями патогенеза расстройств интеллекта. Эти патогенетические механизмы можно разделить две группы:

rabota nyayronov s

Чем раньше и сильнее воздействуют факторы патогенеза, указанные выше, тем раньше и сильнее нарушается развитие мозга, и тем тяжелее будет степень УО.

Классификация и стадии развития умственной отсталости (олигофрении)

В МКБ-10 [9] умственная отсталость кодируется в рубриках F70-F79:

Осложнения умственной отсталости (олигофрении)

УО может осложниться психическими и соматическими расстройствами.

К психическим осложнениям следует отнести другие поведенческие нарушения, которые наиболее часто присоединяются к олигофрении, а именно повторяющиеся нанесения самоповреждений. Некоторые пациенты склонны к навязчивым импульсивным поступкам (например, бьются головой о стену или часто ломают себе кости конечностей). Другие пациенты постоянно наносят себе повреждения на коже (экскориации), выдергивают волосы и т.д. Все эти поведенческие нарушения тяжело поддаются лечению. Психологическая коррекция бывает недоступна ввиду низкой обучаемости и отсутствия возможности осознавать последствия своих поступков. УО — одно из немногих абсолютных противопоказаний к психотерапии, так как психологический подход в лечении и коррекции данного заболевания зачастую бывает неэффективным.

Как соматическая патология УО могут осложнять пневмонии, кожные инфекции, пролежни и другие заболевания. Риск соматических осложнений напрямую зависит от качества ухода и надзора за такими больным. При хорошем уровне ухода люди с УО могут жить достаточно долго.

Также осложнением УО можно назвать появление тревожных и депрессивных расстройств у ухаживающих за больными с УО. Эти люди вынуждены постоянно находиться рядом с такими пациентами и наблюдать за ними. Несмотря на все их старания, люди с УО не выздоравливают, темп их прогресса в психическом и физическом плане очень медленный, а на каком-то этапе и вовсе прекращается. То, что здоровым людям удаётся освоить очень быстро и легко (например, навыки самообслуживания — есть ложкой, одеваться, убирать за собой), пациентам с УО даётся очень тяжело или же остаётся недостижимой «планкой». Для профилактики невротических расстройств у людей, ухаживающих за олигофренами, необходимо освоить основы олигофренопедагогики.

Диагностика умственной отсталости (олигофрении)

В первую очередь следует проводить тщательное обследование матери в пренатальный период для выявления хромосомных патологий:

После рождения ребёнка, в первые дни и годы его жизни проводят общие анализы крови, мочи, биохимические анализы, применяют различные скрининговые тесты для выявления нарушений обмена (фенилкетонурия, тирозинемия, мукополисахаридоз, гистидинемии и другие).

Из инструментальных методов диагностики используют:

elektroencefalografiya eeg s

Из психо-педагогических методов исследования применяют различные тесты на определение уровня интеллекта (в зависимости от возраста ребёнка), а также диагностические тесты на изучение общего психического развития ребёнка.

С двухлетнего возраста используют шкалу интеллекта Стэнфорда — Бине. Она оценивает коэффициент интеллекта (IQ) тестируемого. Тест состоит из четырёх частей, в которых исследуются:

Это не просто «сухое» тестирование, в процессе исследования специалист может наблюдать за проявлением различных качеств испытуемого (сосредоточенность, усидчивость, усердие, уверенность в себе), что также отмечается в результатах.

С пятилетнего возраста в России чаще всего используют тест Векслера.

Важно: результаты IQ в данном тесте не соотносятся напрямую с показателями IQ для классификации в МКБ-10. Из результата в тесте Векслера следует вычитать 10 и только потом обращаться к МКБ-10 для постановки диагноза. Например, если результат равен 34, то вычитаем 10 и получаем IQ = 24, что соответствует F72 — тяжёлой форме умственной отсталости.

Тест состоит из вербальной и невербальной частей, которые делятся по темам (арифметика, словарный запас, запоминание цифр, недостающие детали, кубики Кооса, складывание фигур и другое).

test na opredelenie urovnya intellekta s

При обработке результатов:

Помимо вышеизложенных тестов существует большое количество альтернативных методик:

Дифференциальная диагностика

Дифференциальную диагностику проводят со следующими патологиями:

Детям с этим заболеванием характерно нормальное интеллектуальное развитие в первые годы жизни. У них может быть богатый словарный запас, они проявляют интерес во многих вопросах, часто фантазируют. Нарушений речи нет, но если они возникают, то не из-за нарушений общего психического развития, а по причине деформации мышления.

Характерным является нарастание гипобулии и гипотимии: если вначале ребёнок интересовался миром, проявлял много ярких эмоций, то потом постепенно становится безыдейным, безынициативным, отстранённым.

При выполнении заданий и тестов дети с шизофренией показывают нестабильность в результатах. Они способны отвечать на сложные вопросы и проваливают лёгкие тесты. Эти дети склонны к обобщению, если не учитывать частные признаки, в то время как при УО ребёнок не может выполнить задание в обобщённом плане.

Примерно 70% людей с аутизмом имеют черты УО. Однако в первую очередь следует диагностировать аутизм, так как методы коррекции детей с УО и аутизмом различны.

В отличие от людей с умственной отсталость, для детей с аутизмом характерна неравномерная задержка психического развития. Причём задержка наблюдается лишь в отдельных областях психики, в остальном же психическое развитие соответствует норме. При олигофрении же наблюдается общее психическое недоразвитие.

Это отклонение является состоянием лёгкого интеллектуального недоразвития, когда уровень мышления или эмоционально-волевая сфера и речевая функция не соответствуют возрасту. В отличие от УО оно может быть обратимым, однако если этого не происходит к 13 годам, то ставится диагноз лёгкой дебильности.

ЗПР возникает под действием наследственных факторов, внешних вредностей (черепно-мозговая травма, органическое поражение мозга, нарушение работы органов чувств) и психогенных воздействий (педагогическая запущенность, отсутствие должного ухода и воспитания). Дети с ЗПР, в отличие от детей с олигофренией, более эмоциональны, интересуются окружающим миром, обладают хорошим воображением, более обучаемы. [7]

Важно не путать умственную отсталость и деменцию, которая тоже характеризуется слабоумием и другими схожими нарушениями психики. Однако деменция — это состояние деградации, то есть переход из нормального состояния психики в патологическое, в то время как психика человека с УО изначально не развивалась. Следовательно, для постановки диагноза нужно учитывать возраст, в котором возникла патология. [12]

Лечение умственной отсталости (олигофрении)

Прежде чем врач выберет тактику лечения, ему следует ответить на несколько вопросов:

Показаниями к стационарному лечению в случае с УО являются выраженные нарушения поведения, сопутствующая острая психотическая симптоматика, расстройства настроения и неврозоподобные симптомы. В некоторых случаях госпитализация требуется для проведения медико-психологического обследования (дифференциальной диагностики с задержкой психического развития, аутизмом и шизофренией).

Владея информацией о причине возникновения УО, врач может проводить целенаправленное лечение. Например, при ферментопатиях может быть назначена диета, при патологиях щитовидной железы применяют гормональные препараты, при инфекциях — антибиотики, при интоксикациях — дезинтоксикационную терапию и далее в зависимости от конкретного случая.

Определение степени УО необходимо для разработки тактики психолого-педагогической коррекции. Больного, в зависимости от его состояния, стараются адаптировать к окружающим его условиям, обучают необходимым трудовым и бытовым навыкам, если это возможно, и подбирают индивидуальный план обучения.

obuchenie pacienta bytovym navykam s

Из патогенетической медикаментозной терапии применяют такие лекарства, как «Ноотропил», «Пантогам», «Фенибут», «Нооклерин», «Церетон», «Инстенон», «Мемантин», «Церебролизин», «Кортексин», «Циннаризин», «Леводопа» и глутаминовая кислота.

К симптоматической терапии обращаются, если имеется выраженная психотическая симптоматика, нарушения поведения и депрессия. Для этого применяют «Флувоксамин», «Амитриптилин», «Феназепам», «Рисперидон», «Хлорпромазин» и противоэпилептические средства.

Читайте также:  Симптом гротта при панкреатите

Не менее важна психологическая работа с родственниками. Следует объяснять родителям все нюансы поведения и возможные проблемы, обучить их правильному уходу для лучшей адаптации больного. Важно помнить, что ребёнок с УО может стать огромной стрессовой нагрузкой для родных, поэтому психотерапевтическая работа с родителями является важнейшим звеном для поддержания здоровой атмосферы в семье, что очень важно для развития ребёнка. [5] [8] [13]

rebyonok s umstvennoy otstalostyu s

Прогноз. Профилактика

Прогноз благоприятен для людей с лёгкой степенью УО. Они социализированы, могут окончить специализированное обучение, получить профессию, владеют простыми бытовыми навыками, способны помогать по хозяйству, не имеют сопутствующей психотической симптоматики.

Прогноз неблагоприятен в средних и тяжёлых случаях УО. Это связано с постоянной опекой и специальным уходом, который требуется больным, и нередкими случаями сопутствующих психотических патологий.

Профилактическая работа направлена на:

Источник

Умственная отсталость у взрослых. Клинические рекомендации.

Умственная отсталость у взрослых

Оглавление

Ключевые слова

Список сокращений

КТ – компьютерная томография

МКБ-10 – Международная классификация болезней 10 пересмотра

МРТ – магнитно-резонансная томография

УЗИ – ультразвуковое исследование

ЛПМ – лечебно-производственные мастерские

ЦНС – центральная нервная система

ПНД – психоневрологический диспансер

Термины и определения

Умственная отсталость у взрослых – гетерогенная группа состояний, обусловленных врожденным или рано приобретенным недоразвитием психики с выраженной недостаточностью интеллекта (когнитивных, речевых, социальных способностей), сопровождающееся нарушением адаптивного поведения, затрудняющим или делающим полностью невозможным адекватное социальное функционирование индивидуума.

1. Краткая информация

1.1 Определение.

По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), умственная отсталость – это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Для кодировки диагноза умственной отсталости в МКБ-10 предложено использование раздела F7 (F70 – 79) с уточняющими после точки цифрами в зависимости от этиологии, а также наличием или отсутствием сопутствующих значительных нарушений поведения.

Интеллект не является единой характеристикой, и оценивается на основе большого числа различных более или менее специфичных навыков. Хотя у каждого человека существует общая тенденция развития всех этих навыков на сходном уровне, могут иметь место и существенные расхождения, особенно у умственно отсталых лиц. Такие люди могут обнаруживать тяжелые нарушения умственной отсталости, они могут показывать более высокую продуктивность в одной отдельной сфере (например, по простым зрительно-пространственным заданиям). Такая ситуация затрудняет диагностическую оценку умственно отсталых лиц. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам.

Для достоверного диагноза должен устанавливаться пониженный уровень интеллектуального функционирования, приводящий к недостаточной способности адаптироваться к повседневным запросам нормального социального окружения. Сопутствующие психические или соматические расстройства оказывают большое влияние на клиническую картину и использование имеющихся навыков. Выбранная диагностическая категория должна поэтому основываться на общей оценке способностей, а не на оценке какой-либо отдельной области или одного типа навыков. Приводимые коэффициенты умственного развития должны использоваться с учетом проблем кросс-культуральной адекватности. Приведенные ниже категории представляют собой произвольное подразделение сложного континуума и не могут определяться с абсолютной точностью. Коэффициент умственного развития должен определяться по индивидуально назначаемому стандартизованному тесту, для которого установлены местные культуральные нормы, и выбранный тест должен быть адекватен уровню функционирования и дополнительным специфическим неблагоприятным для функционирования условиям, в которых находится индивидуум, например, должны учитываться нарушения экспрессивной речи, нарушения слуха, соматические факторы. Шкалы социальной зрелости и адаптации, также стандартизованные с учетом местных условий, должны по возможности заполняться на основании расспроса родителей или лиц, обеспечивающих уход за больным, которые знают способности индивидуума в повседневной жизни. При невыполнении стандартизованных процедур диагноз должен устанавливаться лишь как временный [5].

1.2 Этиология и патогенез.

Разнообразие патогенных факторов и неспецифичность умственной отсталости затрудняют оценку причинно-следственных связей в происхождении умственной отсталости. В большинстве случаев средовые и эндогенные (наследственные) факторы выступают в сложном взаимодействии и единстве. Однако имеются и общие для всех форм интеллектуального недоразвития патогенетические звенья, приводящие к сходным клиническим проявлениям синдрома умственной отсталости, среди которых особенно важная роль принадлежит хроногенному фактору, то есть периоду онтогенеза, в котором происходит поражение развивающегося мозга. Различные патогенные воздействия, как генетические, так и экзогенные, действуя в один и тот же период, могут вызывать однотипные клинические проявления, в то время как один и тот же этиологический фактор, воздействуя на разных этапах онтогенеза, может приводить к различным последствиям [3].

При умственной отсталости, представляющей собой полиморфную группу патологических состояний, отмечается большое разнообразие клинико-психопатологических расстройств. Выделяются клинически дифференцированные и клинически недифференцированные формы умственной отсталости [2].

В группу клинически дифференцированной умственной отсталости входят нозологически самостоятельные заболевания со специфической клинико-психопатологической и соматоневрологической картиной, для которых психическое недоразвитие является одним из симптомов, как правило, самым тяжелым. Чаще – это генетически обусловленные нарушения, или клинически очерченные синдромы с характерным соматоневрологическими проявлениями, этиология которых еще не ясна.

Различные формы умственной отсталости значительно отличаются друг от друга по своим патогенетическим механизмам. Однако имеются и общие звенья патогенеза,

Около 75 % умственной отсталости обусловлено поражением головного мозга во внутриутробном периоде. Нарушение формирования органов и систем чаще всего происходит во время критических этапов их развития. Все внутриутробные аномалии развития подразделяют на бластопатии, обусловленные поражением зародыша в период бластогенеза (до 4 нед. беременности), эмбриопатии – поражение в период эмбриогенеза, то есть от 4 нед. до 4 мес. беременности, а также фетопатии – поражение плода в сроки от 4 мес. до конца беременности [6].

1.3 Эпидемиология.

Показатели распространенности умственной отсталости в мире по данным официальной медицинской отчетности колеблются в широком диапазоне: от 3,04 до 24,6 и выше на тысячу населения. По данным Всемирной организации здравоохранения показатели распространенности умственной отсталости в популяции колеблются в пределах от 1 до 3 % населения. В регионах, где имеет место воздействие экопатогенных факторов, а также наблюдаются изолированные социальные группы, распространенность данной патологии может достигать 7 %. Среди лиц мужского пола умственная отсталость встречается примерно в 1,5 раза чаще, чем среди женщин. Подобное соотношение наиболее заметно при легкой степени психического недоразвития, а при выраженных степенях интеллектуальной недостаточности, как правило, количественной разницы между мужчинами и женщинами не наблюдается [7].

1.4 Кодирование по МКБ 10

Умственная отсталость легкой степени (F70):

F70.0 ­– Умственная отсталость легкой степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F70.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F70.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F70.9 – поведенческие нарушения не определены.

Умственная отсталость умеренной степени (F71):

F71.0 ­– Умственная отсталость умеренной степени с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F71.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F71.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F71.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение поведения.

Умственная отсталость тяжелая (F72):

F72.0 ­– Умственная отсталость тяжелая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F72.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F72.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F72.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение поведения.

Умственная отсталость глубокая (F73):

F73.0 ­– Умственная отсталость глубокая с указанием на отсутствие или слабую выраженность нарушения поведения;

F73.1 ­– с указанием на значительные поведенческие нарушения;

F73.8 ­– другие поведенческие нарушения;

F73.9 – Умственная отсталость умеренной степени без указаний на нарушение поведения.

1.5 Классификация.

В качестве основного критерия группировки умственной отсталости используется выраженность глубины интеллектуального дефекта и степени нарушения адаптивного поведения.

В МКБ-10 выделяется умственная отсталость легкой степени (F70), умеренная (F71), тяжелая (F72) и глубокая (F73). Выделяются также разделы F78 (другая умственная отсталость) и F79 (неуточненная умственная отсталость).

По этиологическому принципу выделяют дифференцированные (при этом следует использовать дополнительный код из МКБ-10) и недифференцированные формы умственной отсталости [10].

Читайте также:  Признаки острого гастрита желудка первые симптомы

2. Диагностика

2.1 Жалобы и анамнез

С помощью расспроса собираются жалобы и субъективный анамнез (если позволяет уровень психического развития пациента). Как правило, субъективные жалобы у взрослых больных касаются трудностей обучения и адаптации в сообществе, речевых нарушений, а также касаться жалоб, обусловленных коморбидными расстройствами.

Расспрос должен проводиться в атмосфере доверительности и непринужденности, максимально исключающей постороннее вмешательство и любые другие отвлекающие факторы. Задаваемые вопросы должны быть по возможности краткими, простыми, однозначными и понятными пациенту. Учитывая повышенную внушаемость умственно отсталых лиц, необходимо отказаться от суггестивных (внушающих) вопросов. Анамнестические сведения собираются, как правило, от прошлого к настоящему.

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Комментарий: Объективный анамнез должен отражать:

— данные о наследственной отягощенности психическими заболеваниями, в том числе сведения о том, не являются ли родители больного кровными родственниками;

— данные акушерско-гинекологического анамнеза матери, состояния ее здоровья до беременности и в период беременности (наличие сердечно-сосудистых заболеваний и др.), сведения о патогенных биологических воздействиях в периоде внутриутробного и перинатального развития пациента, перенесенных заболеваниях;

— данные о раннем психомоторном развитии пациента, особенностях формирования речи, школьных навыков, личности пациента, семейном и социальном статусе, перенесенных экзогенных вредностях постнатального периода, особенностях психоэмоционального реагирования, психических травмах;

— данные об особенностях психического состояния и поведения пациента в зрелом возрасте, навыках самообслуживания, уровне социальной адаптации (способности устанавливать и поддерживать продуктивный контакт с окружающими людьми, строить свое поведение с учетом существующих морально-этических и культурных традиций, в полном объеме или с ограничениями справляться со своими социальными обязанностями, наличии сопутствующих аномальных психосоциальных ситуаций). Источником соответствующей информации служат характеристики с места учебы или работы (если пациент учится или работает) [4].

2.2 Физикальное обследование

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Коментарий: Общий осмотр тела включает: наличие возможных соматических аномалий, пороков развития (глазные дефекты, пороки сердца, дополнительные пальцы, глухота, укорочение конечностей, а также увеличение печени и селезенки), стигм дизэмбриогенеза (неправильная форма ушных раковин, высокое («готическое») нёбо, низкий рост волос, гипертелоризм, неправильный рост зубов), выявление следов различных повреждений, исследование состояния по органам и системам и наличия соматических заболеваний в анамнезе. При неврологическом исследовании определяются: расстройства функций черепно-мозговых нервов, рефлексы и их изменения, экстрапирамидные нарушения, мозжечковая патология и расстройства координации движений, чувствительность и ее нарушения, расстройства функций вегетативной нервной системы.

2.3 Лабораторная диагностика

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

2.4 Инструментальная диагностика

Инструментальные методы исследования направлены на возможное установление нозологического диагноза при умственной отсталости, а также верификацию характера органического поражения центральной нервной системы (ЦНС):

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

Комментарий: Экспериментально-психологическое исследование должно быть ориентировано на: оценку уровня интеллектуального развития; характеристику структуры интеллектуальной деятельности с выявлением наиболее и наименее сформированных ее функциональных образований; характеристику общих предпосылок продуктивности интеллектуальной деятельности (умственной работоспособности, внимания, памяти). Высокая диагностическая значимость теста Векслера при данном виде диагностического обследования подтверждена многими исследованиями. При всей диагностической значимости психометрического исследования следует учитывать определенное непостоянство коэффициента интеллектуальности, чувствительности его к изменениям в обстановке, а также зависимости от культуральных и социальных факторов, в связи с чем анализ экспериментальных данных должен осуществляться в контексте целостной оценки психической деятельности испытуемого. Патопсихологический метод, направленный на качественный анализ нарушений мыслительной деятельности, не может существовать без количественной оценки уровня развития интеллекта. Главной методической особенностью последнего является установка на определение уровня обучаемости, определяемого по объему помощи, необходимой испытуемому для решения предложенной задачи и по его способности к логическому переносу усвоенного.

Уровень убедительности рекомендаций 3 (уровень достоверности доказательств – B)

2.5 Иная диагностика

Уровень убедительности рекомендаций 5 (уровень достоверности доказательств – C)

3. Лечение

3.1 Консервативное лечение

Согласно МКБ-10 при умственной отсталости у взрослых может наблюдаться коморбидное сочетание с любыми психическими и психоневрологическими расстройствами, лечение которых описывается в соответствующих клинических рекомендациях [5].

В связи с законченностью морфофункционального развития мозга стимуляция психического развития препаратами нейрометаболического действия у взрослых пациентов с умственной отсталостью проводится не всегда, однако в ряде случаев назначение ноотропных средств целесообразно (улучшение когнитивных функций пациента).

При обусловленных дефектами обмена синдромах умственной отсталости в рамках дифференцированных форм, лечение доживших до зрелого возраста пациентов проводится специфическими методами терапии, включающими диету, заместительную терапию гормональными препаратами.

При возможности повлиять на этиологические факторы умственной отсталости проводят этиологическое лечение заболевания. Несомненно, этиологическое лечение умственной отсталости эффективно лишь в случае, когда ещё не произошло необратимого поражения головного мозга больного в результате воздействия того или иного этиологического фактора [1].

В большинстве случаев умственной отсталости проводят патогенетическое лечение.

Основными целями консервативного лечения при умственной отсталости у взрослых является редукция или устранение сопутствующих поведенческих нарушений. В зависимости от ведущей причины формирования или усиления поведенческих расстройств, структура терапевтических мероприятий смещается в сторону преимущественно медикаментозной терапии, либо усиления психотерапевтической составляющей комплексного лечения. Комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения в сочетании с психотерапией, трудотерапией, социальной работой с семьей и пациентом является одним из основополагающих принципов курации поведенческих расстройств у лиц с умственной отсталостью.

Адекватность терапевтического вмешательства зависит от правильной оценки соотношения причинных факторов с определением удельного веса биологической и социально-психологической составляющих, определяющих этапную ориентацию на то или иное воздействие – психотерапевтическое, медикаментозное или коррекционно- педагогическое. Коррекция поведения должна проводиться, по возможности, в амбулаторных условиях. Предпочтение отдается поведенческим и когнитивно-поведенческим методикам, показавшим наибольшую эффективность с позиций доказательного подхода.

Комментарий: Ее применение оправдано лишь в случаях грубых и некорригируемых форм нарушения поведения, при наличии «биологической почвы», предрасполагающей к расстройствам поведения, а также, при наличии сопутствующих выраженных эмоциональных и соматовегетативных расстройств, для снятия аффективной напряженности на начальных этапах психотерапевтической и коррекционно-педагогической работы.

Медикаментозное лечение умственно отсталых больных с минимально выраженными поведенческими нарушениями не проводится.

При симптоматическом медикаментозном лечении умственной отсталости у взрослых с выраженными сопутствующими нарушениями поведения назначение медикаментозного лечения не может быть использовано в качестве наказания, не является ведущим методом терапии и его следует начинать с «легких» препаратов и после недостаточного эффекта от немедикаментозных методов коррекции нарушенного поведения в обязательном сочетании с немедикаментозными методами коррекции. Также не рекомендуется их назначение без достаточных оснований на длительный срок (более одного месяца). Для выбора индивидуального варианта лекарственного воздействия необходимо учитывать уровень доказательности для конкретного препарата и оценить степень тяжести и длительность расстройства, результаты предшествующего лечения, а также провести детальный и тщательный анализ сопутствующей психопатологии с учетом высокой частоты реактивной провокации и чувствительности симптоматики к внешним воздействиям, оказывающих существенное влияние на изменчивость характера и степени выраженности расстройств поведения.

Комментарий: При снижении аффективной возбудимости, отсутствии агрессивных и аутоагрессивных поступков переходят на пероральный прием указанных нейролептических средств.

Учитывая широкий диапазон терапевтического ответа на назначение психотропных средств, необходимо их титрование до получения терапевтического эффекта. Оптимальным считается начало с 0,5 предполагаемой терапевтически активной дозы с последующим увеличением. Необходимо учитывать вероятность возникновения побочных эффектов, парадоксальных эффектов и осложнений психотропной терапии при умственной отсталости с резидуально-органической недостаточностью ЦНС или проявляющейся на фоне вяло текущего органического процесса в рамках дифференцированных форм умственной отсталости, чаще при наследственных дефектах обмена. Имеются данные об эффективности препаратов из группы антидепрессантов при некоторых формах стереотипно повторяющегося аутоагрессивного поведения.

Уровень убедительности рекомендаций 1 (уровень достоверности доказательств – A)

Медикаментозное лечение взрослых больных с умственной отсталостью со значительными нарушениями поведения (Таблица 1)

Источник

Поделиться с друзьями
Автозапчасти: советы по подбору запасных частей
Adblock
detector