Меню

Устройство и ремонт спиннинговой катушки

Ремонт катушки своими руками

Большинство неисправностей спиннинговых катушек, которые возникают в ходе эксплуатации последних, можно устранить самостоятельно. В иных случаях всё же приходится обращаться в мастерскую, где за определенную плату опытные профессионалы отремонтируют любую катушку.

При обоих вариантах владелец сможет не только существенно сэкономить денежные средства, но и продолжить далее использовать полюбившуюся модель, а не покупать новую. Перед обзором распространенных поломок не лишним будет ещё раз напомнить, что эффективность и долговечность любой катушки во многом зависит от регулярного технического обслуживания!

Покупая новую катушку, обращайте внимание на ее производителя, стоит отдать предпочтение катушкам от фирмы Shimano, Daiwa и Ryobi.

Частые неисправности катушек:

  1. Скрип катушки
  2. Шум внутри катушки
  3. Механизм катушки клинит под нагрузкой
  4. Самосброс дужки лесоукладывателя
  5. Отказ стопора обратного хода
  6. Повреждения бортика шпули
  7. Обрывы лески под гайкой фрикциона
  8. Подача лески спиралью
  9. Неравномерное наматывание лески
  10. Самозатягивание фрикциона

Если вы хотите более подробно разобраться в теме выбора катушек для спиннинга, советуем наш интересный обзор — ссылка .

Ремонт безынерционных катушек самостоятельно

Далее мы описали, что именно нужно делать с вышеописанными проблемами катушек. Но не все проблемы безынерционных катушек можно решить самостоятельно, ведь могут потребоваться новые детали, которые бывает очень трудно достать, к примеру, главную пару для конкретной катушки.

Скрип катушки

В случае возникновения постоянных скрипов внутри катушки необходимо смазать её детали. Конечно, определить, какие именно детали требуют смазки, не так-то просто, потому оптимальным вариантом в такой ситуации будет процедура полного смазывания всего механизма катушки. При наличии хотя бы элементарных навыков в разборе, чистке и процессе смазывания внутренностей катушки никакие сложности возникнуть не должны. Как разобрать, почистить и смазать катушку читайте в статье — Обслуживание катушки.

Неравномерное наматывание лески

Иногда возникает небольшой казус, заключающийся в неравномерном наматывании лески, когда на шпуле образуется передний или же задний конус.

Эту мелкую погрешность можно легко исправить следующим образом: намотка лески конусом вниз устраняется путём снятия одной шайбы с основного вала катушки, а проблема с направлением конуса лески вверх – наоборот путём добавления ещё одной шайбочки.

Самосброс дужки лесоукладывателя

Достаточно распространенная проблема, когда дужка лесоукладывателя самостоятельно сбрасывается в положение для подмотки лески, что зачастую может приводить к плачевным последствиям. Для устранения этой проблемы сначала стоит попробовать потуже подтянуть болты, с помощью которых и крепится дужка. Если такая простая процедура не поможет, следует придать большей упругости пружине под крышкой. Это можно сделать путём установки прокладки на стержень или же просто поставить новую, более жесткую пружинку.

Отказ стопора обратного хода

Когда отказывает стопор обратного хода, ручка катушки легко вращается назад-вперед и при включении блокировки. Как правило, в современных катушках стопор сделан на основе обгонной муфты, и суть проблемы с ним чаще всего заключается в попадании грязи или в скоплении густой смазки. В такой ситуации нужно разобрать муфту, очистить и аккуратно смазать её маслом.

Шум внутри катушки

Если вы услышали неестественные звуки, исходящие из катушки, желательно сразу же прекратить эксплуатацию изделия. Появление шумов может быть связано с тем же загрязнением, а также с поломкой подшипников или иных деталей. Дальнейшие действия – разбор катушки и последующее смазывание или замена поврежденных деталей, в зависимости от конкретной проблемы.

Механизм катушки клинит под нагрузкой

Когда при подмотке лески отчётливо слышны стуки внутри катушки, она периодически заедает и вовсе клинит под некоторой нагрузкой, можно смело говорить о повреждении механизма главной передачи. Скорей всего потребуется замена ведущей и ведомой шестерней на новые.

Повреждение шпули катушки

Наличие повреждений на бортике может существенно повлиять на дальность заброса, и, естественно, только негативным образом. Также из-за царапин и неровностей шпули часто страдает и сама используемая леска, сокращается срок её эксплуатации.

Поэтому после обнаружения таких дефектов поспешите устранить их путём шлифовки и полировки поверхностей. В некоторых современных катушках на бортик шпули наносится специальное напыление из твердого металлического сплава, которое желательно оставить на месте.

Обрывы лески под гайкой фрикциона

В катушках с передним фрикционом фиксирующая гайка находится чуть-чуть выше кромки шпули, всего на каких-нибудь 1-2 мм. Из-за этого часто леска зацепляется за гайку и попадает под кромку, что приводит к запутыванию и обрывам. Чтобы ликвидировать данную проблему, нужно разобрать катушку, снять гайку и шайбочки фрикционного тормоза, и заменить фетровою прокладку на тонкую прокладку из пластика.

Читайте также:  Ремонт кондиционеров в москве в зао

Подача лески спиралью

Когда леска в процессе заброса сходит спиралью, причина кроется в попадании грязи внутрь механизма ролика лесоукладывателя. Способ ремонта привычный: разбор, чистка и смазка ролика лесоукладывателя.

Самозатягивание фрикциона

Из-за самозатягивания фрикционного тормоза во время стравливания лески последняя часто рвётся, реже происходит поломка механизма катушки. Данный недостаток встречается преимущественно в дешевых катушках низкого качества, и, к сожалению, как таковые способы его устранения отсутствуют.

Ремонт катушки у специалиста

В сложных ситуациях с целью ремонта любимой модели катушки лучше обратиться за помощью к специалисту, за спиной которого уже десятки отремонтированных и правильно настроенных катушек. Мастера, занимающиеся ремонтом спиннинговых катушек, имеют в своём распоряжении широкий ассортимент деталей для изделий любой категории, а потому наверняка у них найдётся, чем заменить поврежденный элемент вашей модели. Опытный специалист может осуществить не только непосредственно сам ремонт, но и смазать попутно детали, провести точную регулировку главной пары шестерней.

Уход и профилактика поломок

Стабильная работа катушек и срок их службы во многом зависят от обращения с изделием. Аккуратная транспортировка катушек и бережный уход наверняка продлят им жизнь. Избегайте падений и ударов катушки, старайтесь поменьше окунать её в воду, не кладите катушку в песок.

Чистка катушки

Попадание песка внутрь корпуса приводит к быстрому износу деталей, прежде всего, главной пары шестерней. В связи с этим нужно обязательно периодически разбирать и чистить катушку.

Мы написали очень полезную статью, в которой подробно описали процесс разборки, чистки, смазки и сборки катушки. В статье вы узнаете про внутреннее строение катушек, виды смазок и другие ценные советы. Читайте про это по ссылке тут — разборка и смазка катушек .

Смазка катушки

Ещё одна причина поломок катушек – отсутствие смазки внутренних механизмов. После каждой чистки от песка и грязи детали необходимо смазывать. Используемое для этого дела масло должно быть не слишком густым, без различных присадок, которые могут повредить детали из пластика. Естественно, лучше прикупить специальное масло, предназначенное именно для смазывания катушек.

Бережная эксплуатация и периодическое техобслуживание продлят жизнь катушки и защитят её от поломок. Если же последние всё-таки возникли, нужно своевременно заняться ремонтом на ранней стадии, чтобы мелкая проблема не превратилась в большую или вовсе критическую.

Источник

Ремонт рыболовной катушки за 5 минут на рыбалке: подробная инструкция с пошаговыми фото

Делюсь личным опытом, как быстро выполнить ремонт рыболовной катушки прямо на водоеме, когда она неожиданно отказала, а под руками нет обычного комплекта инструментов.

Подробно описываю дефект, который часто возникает в дешевых китайских катушках и связан с отказом работы лесоукладывателя. Реальной причиной неисправности является поломка пружинки возврата дужки.

На рыбалке такой запасной части нет, а выгнуть ее из подобной пружинистой проволоки нет возможности. Хотя в домашних условиях можно использовать обыкновенную булавку советских времен. Там хорошая сталь, не то что нынче выпускают…

Что нужно для ремонта

В такой ситуации нам для работы понадобится обычная резинка-кольцо, вырезанная из велосипедной камеры и отвертка, которую вполне можно заменить лезвием ножа.

Многие рыбаки такие резинки используют для крепления крышек различных коробочек, связывания нехитрых рыбацких приспособлений… У меня всегда их создан определен запас для таких целей.

Последовательность ремонта

Вначале необходимо открутить гайку крепления катушки с леской.

Затем снимаем катушку с вала и убираем в сторону.

Дальше просто берем готовое резиновое кольцо. У меня оно выглядит следующим образом.

Однако, если его нет, то можно найти замену, связав кольцо из рыболовной резинки, или, в крайнем случае, взяв ее отрезок из одежды.

Надеваю кольцо на дужку лесоукладывателя с противоположной стороны втулки, по которой скользит леска.

Выполняю крепление петля в петлю и затягиваю на кончике скобы.

Беру небольшой кусочек проволочки, желательно мягкой из меди — так проще работать. Продеваю ее в свободную часть резинового кольца.

С помощью этой проволочки закручиваю резинку, тем самым устанавливая усилие ее натяжения. Его величину придется определить экспериментально и, возможно, повторить эту операцию несколько раз, меняя силу в большую или меньшую сторону.

Читайте также:  Ремонт авторегистраторов каркам в москве

Затем проволочка продевается на ножку поворотного барабана. В зависимости от конструкции безынерционной катушки место крепления может быть иным, но его надо располагать ниже лесоукладывателя.

Фиксация проволочки выполняется простой скруткой.

Можно выполнить и иными способами. Просто скрутка — самый доступный метод на рыбалке.

Дальше проверяем работу дужки лесоукладывателя рукой и при необходимости усиливаем или ослабляем натяжение резинки. Когда результат нас удовлетворит, то собираем назад снятую катушку с оси и фиксируем гайкой стопора.

Рыбалку можно продолжить, а замену поломанной стальной пружины придется выполнять уже дома с полным набором инструмента домашнего мастера.

Вот таким самым простым действием можно выполнить ремонт рыболовной катушки с отказавшим лесоукладывателем непосредственно на водоеме.

С этим методом я столкнулся непосредственно на рыбалке, когда у внука произошла аналогичная поломка. Мы сидели в самодельной деревянной лодке на озере, был нормальный клев и прерывать процесс не хотелось.

Запомните этот вариант ремонта: он вам тоже может пригодиться в экстренной ситуации.

Возможно, что у вас есть свои наработки в этом вопросе. Поделитесь ими с читателями моего канала в комментариях.

Источник

Как правильно провести ТО рыболовной катушки

«В прошлые выходные уронил спиннинг в воду, а сегодня при вываживании пятикилограммовой щуки катушку заклинило!», или «…катушка упала в песок, и теперь при нагрузке слышен посторонний шум в ее механизме», или «…смазал механизм любимой «мясорубки», а теперь у нее не включается стопор обратного хода»… Многие рыболовы не раз сталкивались с подобными проблемами. Так что же предпринять, если катушка все же забарахлила?

Пока катушка на гарантии – несем ее в магазин и, делая честное возмущенное лицо (это обязательно!), убеждаем продавца, что пользовались его товаром аккуратно и правильно, «а оно не стреляет!». Правда, продавцы в массе своей уже не раз сталкивались с похожими ситуациями, и так легко катушку по гарантии вы им не «впарите», в лучшем случае добьетесь бесплатного ремонта. Если же срок гарантии уже истек, то можно обратиться в специализированную мастерскую. Эта услуга доступна столичным рыболовам, с периферии же не всегда есть возможность и целесообразность везти катушку в Минск. Так что же делать? Ниже я предлагаю вашему вниманию материал, касающийся устройства и технического обслуживания безынерционных катушек. В большинстве случаев выхода «мясорубок» из строя достаточно их прочистить и правильно смазать, иногда нужно заменить «шуршащий» подшипник, чтобы восстановить работоспособность катушки. Очень редко безынерционки ломаются «совсем», и чаще это касается все же внештатных ситуаций типа «наступил ногой» или «переехал колесом».

Для чего нужно периодически (два раза в год и после каждого случая утопления или падения в песок, грязь) перебирать, чистить, просушивать, перемазывать катушки? Для того чтобы ваш верный друг долгие годы радовал своим «бархатным» ходом, отсутствием посторонних шумов и в ответственный момент не «дал клина» при вываживании трофея на удачной рыбалке, превратив ее тем самым в неудачную. Да и сам процесс переборки при определенном складе характера может доставлять удовольствие. Никого ведь не удивляет одухотворенное лицо охотника, занимающегося чисткой оружия. Чем же рыболовы хуже?

Поскольку сам я являюсь приверженцем спиннинговой ловли, то и разговор пойдет о спиннинговых катушках. А именно о катушках с передним расположением фрикциона. С кривошипно-шатунным механизмом возвратно-поступательного движения шпули и с так называемым «бесконечным винтом», принципиальная разница между которыми хорошо видна на фото 1 и 2 соответственно.

В первом случае перемещение штока шпули обеспечивается посредством вспомогательной шестерни и детали с S-образным пазом, а во втором шток шпули крепится к ползуну, движущемуся по червяку с замкнутой резьбой (по «бесконечному винту»), вращение на который передается паразитной пластмассовой шестерней от зубчатого колеса. Считается, что именно «бесконечник» позволяет уменьшить время нахождения шпули в крайних точках, что в итоге дает более равномерный профиль намотки без бугров и провалов и, как следствие, снижает частоту сброса петель. Однако это не значит, что катушки с кривошипно-шатунным механизмом вовсе не пригодны для тонких шнуров. Среди них также есть модели с достаточно ровной намоткой, и гораздо большую роль в этом вопросе играет качество сборки. Поэтому, выбирая катушку для лайтового спиннинга или ультралайта, нужно в первую очередь обращать внимание на брэндовые вещи, а не искать за «5 копеек» катушку на 10 подшипниках и непременно с «бесконечником». Купив такое изделие фирмы «Сунь-Вынь», вы в первый же сезон потратите разницу в цене по сравнению с приличной катушкой на убитую плетенку.

Читайте также:  Кузовной ремонт авто в краснодаре

Ну да ладно, от теории переходим к практике. Для работы нам понадобятся пассатижи, лучше, если это будет мультитул (Multitool – многофункциональный инструмент), отвертки, ватные палочки, консистентная и жидкая смазки (фото 3).

В качестве консистентной смазки я использую Altis для зубчатых тихоходных передач, в качестве жидкой – индустриальное масло И-30 для подшипников качения. Специалисты советуют применять фирменные смазки от Shimano, Daiwa, Mikado и т.п. Я пробовал эти смазки, имею положительный опыт их использования, но они практически не встречаются у нас в продаже, а по цене и способу приобретения (а это в основном Интернет-магазины и торговые точки Минска) доступны далеко не каждому рыболову. Применять же солидол или литол не советую по причине того, что эти смазки впитывают влагу даже из воздуха, со временем превращаясь в подобие пластилина, что самым неблагоприятным образом сказывается на работе катушек.

Разборку катушки начинаем с откручивания прижимной гайки механизма регулировки фрикционного тормоза (фото 4).

Далее разбираем саму гайку, удаляем из нее грязь, закладываем консистентную (густую) смазку и собираем. Теперь она готова к дальнейшей эксплуатации. У большинства катушек конструкция этой детали отличается лишь незначительными элементами (фото 5).

Теперь переходим к шпуле.

С помощью отвертки извлекаем стопорную пружину, фиксирующую детали фрикционного тормоза (фото 6).

Затем вынимаем сам механизм фрикциона, состоящий из металлических и синтетических дисков (фото 7). Удаляем грязь, скопившуюся внутри шпули, при необходимости зачищаем металлические диски наждачной бумагой до зеркального блеска и собираем фрикционный тормоз в обратном порядке. Нужно лишь следить за последовательностью установки дисков в шпулю и за ориентацией прямоугольных отверстий в металлических дисках. Синтетические диски пропитаны специальным составом, обеспечивающим силу трения, необходимую для регулировки усилия фрикциона в заданном диапазоне, поэтому не стоит дополнительно смазывать эти диски.

В качественных катушках, таких например как Salmo Grand XO, шпуля опирается на подшипники (фото 6), что делает работу и настройку фрикционного тормоза более равномерной и плавной соответственно.

Кстати, усилие, при котором должен срабатывать фрикционный тормоз, регулируется прижимной гайкой и подбирается в зависимости от условий ловли и применяемых снастей, но, как правило, оно не должно превышать 2-2,5 кг для спиннингов среднего и легкого класса, для ультралайта еще меньше. Этого вполне достаточно, чтобы произвести эффективную подсечку и гасить рывки крупной рыбы, не подвергая удилище и механизм катушки чрезмерным нагрузкам. Исключение я делаю при ловле судака (в этом случае фрикцион затягиваю почти наглухо, чтобы подсечка получалась максимально жесткой), а также при ловле в особо «крепких» местах, когда нужно форсировать вываживание рыбы. При целенаправленной ловле окуня, я, наоборот, ослабляю фрикцион максимально, так как у этой рыбы очень тонкие губы, которые легко рвутся при подсечке и в процессе борьбы.

Продолжим разборку катушки. Для того чтобы демонтировать ротор, нужно сначала снять со штока регулировочные пластмассовые шайбы, затем вывернуть стопорный винт и после этого открутить фиксирующую ротор гайку. Внимание! Эта гайка (фото 8) зачастую бывает с «левой» резьбой! В продвинутых моделях в эту гайку монтируется подшипник качения, это видно на фото 10.

Регулировочные шайбы (фото 9), а они часто делаются разной толщины, на оси катушки нужны для того, чтобы можно было получить различные виды намотки лески на шпулю: прямой конус, обратный конус или цилиндрическую намотку. Если мы убираем одну или несколько шайб, то шпуля смещается по оси ближе к ротору и больше шнура наматывается на переднюю часть шпули, тогда получается обратный конус. Многие считают, что именно такая намотка является оптимальной при ловле на тонкие плетеные шнуры – реже случаются сбросы петель. Добавляя же шайбы, получаем цилиндрическую намотку или прямой конус.

Далее снимаем ротор (фото 10).

Источник

Adblock
detector